Общая теория безопасности.

8.11. Безопасность на космическом корабле.

Происшествия с космическим кораблём (КК), имеющие наиболее тяжкие последствия: повреждение метеоритом; столкновение с небольшим искусственным объектом, с другим кораблём; пожар; взрыв; повреждение боевым средством (ракетой, лучом и пр.); разгерметизация; отказ маршевого двигателя; отказ двигателя управления; отказ в системе жизнеобеспечения; отказ в системе автоматического управления; отказ в системе посадки. * * * В книге Пономарёва А. Н. "Годы космической эры" (стр.208): "Запуски первых трех макетов основного блока аппарата 'Аполлон' (без экипажа) были осуществлены в 1966 г. во время летных испыта- ний ракеты-носителя 'Сатурн-15'. С помощью этой же ракеты-носите- ля предполагалось в феврале 1967 г. произвести запуск основного блока аппарата 'Аполлон' с тремя космонавтами. Однако 27 января 1967 г. этот аппарат и три космонавта сгорели во время пожара, возникшего при наземных испытаниях." "В связи с этим в конструкцию кабины экипажа внесли ряд изме- нений, в том числе был установлен новый выходной люк, который можно открыть за 2-3 с (люк предыдущей конструкции открывался за 90 с); тефлоновое изоляционное покрытие на кабинах было заменено металлическими оболочками; алюминиевые трубопроводы были заменены трубопроводами из нержавеющей стали." * * * Для защиты от пожара может использоваться разделение обитаемого пространства лёгкими перегородками на отсеки второго уровня. Должен быть предусмотрен такой способ тушения пожара, как выпуск воздуха из отсека. Соответственно следует добиваться минимальной затраты времени на надевание скафандра. Все модули космического корабля, космической станции, в которых обитают или могут находиться люди, должны соединяться между собой через такие же устройства, через какие корабль стыкуется с другим кораблём или со станцией. Меры безопасности: постоянное пребывание людей в лёгких быстрогерметизирующихся термостойких скафандрах, имеющих небольшой (на 20 минут) запас ресурсов жизнеобеспечения в заменяемых ёмкостях и снабжённых средствами подключения к источникам ресурсов; автономное жизнеобеспечение каждого обитаемого отсека; возможность аварийного управления КК, КС из любого обитаемого отсека (пусть и с меньшим удобством, чем при нормальном управлении); возможность дистанционного аварийного управления оборудовани- ем любого отсека из любого другого отсека. Поскольку препятствием спасению может оказаться нехватка топли- ва или мощности двигателей, должен быть предусмотрен сброс пред- метов (слив жидкостей) для облегчения массы КК. На случай поломки компьютеров и средств связи некоторые данные, необходимые для действий в аварийных условиях, должны храниться на КК дополнительно в бумажной форме. Во время полёта КК всегда должен на земле наготове быть другой КК -- для оказания помощи. * * * 28 января 1986 г. взорвался в воздухе американский космический корабль многоразового использования ("космический челнок") "Челленджер" ("Challenger"). Погибли 7 астронавтов. * * * "SPACE SHUTTLE" ("СПЕЙС ШАТТЛ") (англ. "космический челнок") -- многоразовый пилотируемый космический корабль США. Масса около 2000 т, длина 56 м. Стартовая масса 2020 т., масса при выходе в космос 29,5 т. 1-я ступень имеет 2 ускорителя с ракетными двига- телями твердого топлива и топливный бак. 2-я ступень (орбиталь- ная) имеет крылья; после схода с орбиты способна совершать пилотируемую посадку, как самолёт. Рассчитана для использования до 100 раз. Первый полет с космонавтами состоялся в апреле 1981 г. К 1992 были построены 5 многоразовых кораблей: "Колумбия" (потерпел катастрофу 01.02.2003), "Челленджер" (потерпел катастрофу 28.1.1986), "Дискавери", "Атлантис", "Индевор". * * * Из разных источников: "Шаттл имеет 2.5 миллион деталей. Он ускоряется до 17,400 миль в час за 8.5 минут и противостоит температурам в диапазоне от -243 градуса жидкого водородного топлива до 6,000 градусов в камерах сгорания двигателей. Далее, после орбитального полёта в космическом вакууме, он подвергается воздействию температуры до 3,000 градусов по пути на Землю." "Каждая миссия приносит свой набор проблем -- от неисправности туалетов до преждевременного выключения основных двигателей." "В ночь на 28 января стояла холодная погода: температура упала до уровня, совершенно необычного для Флориды. Дул ледяной северо-западный ветер (...) Температура упала до минус 4,4 градуса по Цельсию." "Корабль с 21 декабря находился на стартовом столе новой конструкции, которая прежде еще не использовалась. Все эти пять недель на космодроме стояла плохая погода с частыми ливневыми дождями. Из-за нее запуск дважды откладывался." "Ранним утром появилась специальная команда по очистке ото льда. Температура воздуха к этому времени несколько повысилась, но все же оставалась самой низкой, при которой когда-либо запускались 'шаттлы'. По данным HАСА, она составляла 3,3 градуса, а по сведениям из других источников, была даже ниже нуля." "Твердотопливные ускорители были спроектированы на базе первой ракеты 'Минитмен', созданной еще в 1963 году. Каждый ускоритель собирается из секций. Выполнить его в виде цельной конструкции технически сложно. Во-первых, потому, что горючее в ускоритель заправляется в жидком виде, и оно не могло равномерно затвердеть, если бы его заправили в большой контейнер таких размеров, как стартовый ускоритель. Другая причина -- в трудности транспортировки. Ускорители изготавливались в штате Юта, не имеющем выхода к водным трассам, а перевозить их по железной дороге в виде цельных конструкций не позволяли их размеры. Поэтому ускорители собирались из секций на космодроме." "Проблема заключалась в том, чтобы обеспечить герметичность стыков секций, иначе пламя температурой свыше трех тысяч градусов могло бы вырваться наружу." "Твердое топливо для ускорителя напоминает плотную резину. Каждый ускоритель заправляется 500 тоннами такого топлива, разделенного на сегменты. Горение проходит одновременно по всей высоте ускорителя через полый канал, проходящий в центре ракеты." "Сильному воздействию подвергаются места стыков между секциями. И хотя они соединены между собой большим количеством мощных больших штифтов, силы, бушующие внутри ракеты, стараются оторвать их друг от друга. Поэтому между секциями возможно появление зазоров. Чтобы раскаленные газы не прорвались наружу, в эти зазоры между секциями помещают гермомастику и укладывают в специальные пазы два кольца резиновых уплотнителей. Именно нарушение герметичности в одном из межсекционных соединений правого ускорителя и привело к трагедии." "Эта неисправность не была неожиданностью. Прочность резиновых прокладок и раньше на протяжении предыдущих десяти лет вызывала сомнения. Еще во время испытаний в 1977 году было обнаружено, что разработанный метод герметизации стыков между секциями может привести к нарушению прокладок и утечкам. Во время второго полета космического корабля типа 'шаттл' в ноябре 1981 года одна резиновая прокладка в правом твердотопливном ускорителе была разрушена, хотя через нее и не просочились газы. Такие же прокладки разрушались и во время одиннадцати последующих полетов, причем в девяти случаях горячие газы просачивались через первую прокладку, по крайней мере, в одном из соединений, но задерживались вторыми уплотнительными кольцами." "Инженеры компании 'Тиокол', которые разработали метод гермети- зации, были не на шутку встревожены, когда неожиданно узнали о непрочности соединений. В июле 1985 года один из инженеров компа- нии написал докладную вице-президенту фирмы: '... чтобы довести до сведения руководства, что используемые в двигателях уплотни- тельные кольца не обладают требуемой прочностью... Опасаюсь, что если мы не примем срочных мер и не решим эту проблему... то поставим под угрозу полет космического корабля и сохранность стартового оборудования'. Другая докладная, написанная позже, в октябре 1985 года, руководителем группы специалистов, созданной для решения этой проблемы, начиналась словами 'Помогите!', а заканчивалась словами: 'Это сигнал тревоги'. Инженеры проявили беспокойство и накануне старта 'Челленджера', когда во время телеконференции они пытались убедить представителей HАСА отложить запуск из-за слишком низкой температуры на стартовом столе." "Будучи ненадежным и сам по себе, этот способ герметизации не смог выдержать низкой температуры. Хотя гермомастика и резина уплотнителей созданы из самых современных материалов, но при низких температурах они могут потерять свою эластичность, затвердеть или даже лопнуть. Возможно, что в пазы уплотнителей попала вода, которая там замерзла." "Менее чем через полсекунды после включения твердотопливных ракет, когда "Челленджер" еще не оторвался от стартового стола, между подвесным топливным баком и нижним стыком правого ускорителя появилось темное облачко. Оно указывало на то, что горят гермомастика и резина." "Через 59 секунд у нижнего стыка твердотопливного ускорителя появилось яркое белое пламя. Его струи стали облизывать крепления нижней части ускорителя с топливным баком." "Еще через 13 секунд крепление не выдержало. Hесомненно, повреждение получил и бак. Огромная ракета-ускоритель на скорости 3 тысячи километров в час начала поворачиваться вокруг единственного еще удерживающего ее переднего крепления. Через доли секунды головная часть ускорителя ударилась о бак, а его хвостовая юбка -- о правое крыло 'Челленджера'. Пламя прожгло обшивку корабля. Топливный бак получил повреждение как минимум в двух местах. Кислород и водород соприкоснулись. Последовал взрыв." "Он начался на уровне переднего крепления ускорителя через 73,226 секунды после старта. Последняя информация с корабля поступила на 308 тысячных секунды позже." "На 73-ей секунде полета вдруг в небе вспыхнул яркий желтый шар. То, что было космическим кораблем 'Челленджер', в мгновение ока превратилось в белое пузырящееся раскаленное облако, словно десятки реактивных истребителей расчертили небо. 'Челленджер' на глазах тысяч зрителей, присутствующих на мысе Канаверал, и миллионов телезрителей, наблюдавших за стартом, взорвался."
Светлое пятно -- пламя, уничтожившее "Челленджер".
Разрушение "Челленджера".
  "Присутствующие в недоумении замерли. Hа минуту замолк и ком-
ментатор. Затем он объявил: 'Руководитель полета очень вниматель-
но изучает сложившуюся ситуацию. (Пауза.) Видимо, произошла
авария. Мы потеряли радиосвязь. (Продолжительная пауза.) Получен
доклад главного специалиста по динамике космических полетов:
корабль взорвался'."
  "Это была величайшая трагедия. В тот момент все присутствующие 
и президент Рейган буквально потеряли дар речи. Все испытывали
шок. А с неба, на землю и в залив, падали между тем раскаленные
остатки 'Челленджера'."
  "В те тягостные минуты даже бойкие репортеры не знали, как и о 
чем говорить. Просто не верилось, что на глазах у празднично
настроенной публики в небе произошел взрыв, свершилась трагедия,
и семь героев-астронавтов погибли. Среди них находилась и
учительница Криста Мак-Олифф, о которой писали, что она первая из
женщин-преподавательниц начальной школы, завоевавшая право на
участие в космическом полете в соревновании с тысячами коллег по
всей Америке. Ей было поручено провести из космоса два
15-минутных урока и объяснить детям, как работает космический
корабль, рассказать о пользе от космических полетов. Уроки должны
были транслироваться телевидением на весь мир. Среди тех, кто
наблюдал за взлетом 'Челленджера' на мысе Канаверал, находились
семья Кристины Маколифф и 18 учеников третьего класса, которые
прилетели из городка Конкорд (штат Нью-Гемпшир), чтобы
посмотреть, как их учительница полетит в космос."
  "Журналисты утверждают, что подобного потрясения Америка не
испытывала со дня убийства Кеннеди. Hе состоялись космические
уроки Кристы Маколифф. По случаю всеобщего траура в школах
были отменены занятия."
  "В НАСА совершенно не знали, что делать. Они были так самодо-
вольно уверенными в том, что у них никогда не будет аварии, что 
у них не имелось совершенно никаких планов или организационных
структур на такой случай."
  "А могли ли спастись космонавты в такой ситуации? (...) Твердо-
топливные ракеты невозможно выключить после зажигания. Hевозможно
даже замедлить процесс горения. Экипаж, можно сказать, прикован к
ускорителям вплоть до полного выгорания в них топлива. Если полет
проходит штатно, то через 130 секунд ускорители сбрасываются. Они
спускаются на парашютах и падают в море, оставаясь на плаву и
подавая сигнал, пока их не подберут."
  "В принципе 'шаттлы' обладают устройством для отделения орби-
тального отсека от главного топливного бака, к которому прикреп-
лены твердотопливные ускорители. Если бы командир Фрэнсис Скоби
во время полета 'Челленджера' знал, что произошла авария с
ускорителем, теоретически он мог бы привести в действие механизм
отделения. Hо специалисты сходятся во мнениях, что результатом
была бы верная смерть."
  "Перегрузки, связанные с отделением, могли бы разрушить ко-
рабль. Могло бы разлиться и горючее, что увеличило бы опасность 
взрыва. Если бы корабль выдержал самоотделение, он, вероятно,
снова ударился бы о наружный топливный бак. И даже если бы он
избежал столкновения, ускорители быстро бы обогнали его, и их
выхлопные газы, имеющие температуру 6 тысяч градусов, сожгли бы
орбитальный отсек. Много раз в истории программы "Спейс Шаттл"
рассматривались варианты прекращения запуска на начальном этапе и
варианты эвакуации экипажа. Hо ни один из вариантов так и не был
реализован. Предполагалось, во-первых, что в этом нет нужды,
поскольку катастрофа на начальном этапе либо невозможна, либо
событие исключительной редкости."
  "Кто-то, возможно, астронавт Рональд МакНэйр, наклонился вперёд
и включил индивидуальное аварийное дыхательное устройство (perso-
nal emergency air pack -- PEAP) пилота 'шаттла' Майкла Смита.
PEAP команидра Фрэнсиса Скоби находился в месте, где трудно было
достать. Оно не было активизировано. Все-таки если бы в кабине
экипажа воздушное давление не упало бы быстро, для Скоби было
достаточно надеть кислородную маску, чтобы быть в состоянии
дышать. Два других PEAP были включены. Ещё три никогда не были
обнаружены."
  "Хотя 'шаттл' развалился на части, кабина экипажа оставалась 
целой. Специалисты, проводившие расследование, утверждают, что он
стабилизировался в положении носом вниз через 10-20 секунд. Даже
если бы эта кабина постепенно теряла давление, люди в ней навер-
няка оставались в сознании достаточно долго, чтобы увидеть стре-
мительно приближающуюся к ним зелено-коричневую поверхность 
Атлантического океана. Если кабина теряла давление медленно или 
оставалась целой до момента удара о воду, они в течение всего
падения были в сознании и понимали происходящее."
  "Фактически не было обнаружено никакого ясного подтверждения, 
что в кабине экипажа полностью упало давление. Несомненно не было
никакой внезапной, катастрофической убыли воздуха, которая могла
бы лишить астронавтов сознания за считанные секунды."
  "Кабина только слегка раскачивалась -- на градус или два в 
каждую сторону. Позади него тянулись сотни проводов, которые, как
хвост воздушного змея, стабилизировали полёт."
  "Свободное падение длилось около 2 минут. Нос кабины был слегка
повёрнут вправо, когда она ударилась о поверхность океана (...)
Кабина ударилась на скорости около 200 миль час и разбилась подо-
бно бутылке, брошенной на бетонный тротуар, но обломки удержались
вместе благодаря тысячами футов проводов, который окружали каби-
ну, как кокон. Астронавты были сорваны со своих мест и брошены в
левую часть кабины, бывшую теперь внизу, который был теперь вниз.
Они умерли немедленно, расчленённые от рывка."
  "Люди, расследовавшие катастрофу, мало сомневаются в том, что
экипаж 'Челленджера' оставался жив до самого момента удара, даже
если в кабине упало давление."
  "Когда с глубины 183 метров были извлечены осколки правого 
твердотопливного ускорителя, относящиеся как раз к тому злополуч-
ному стыку, то в месте межсекционного соединения был обнаружен
прогар длиною в 84 сантиметра. Через него и вырвалось сгубившее
'Челленджер' пламя."
  "Когда после аварии демонтировали ускоритель с другого гото-
вившегося к старту 'шаттла', то инженеры научно-исследовательс-
кого центра имени Кеннеди обнаружили на мастике, предназначенной
для герметизации уплотнений кольцевых соединений, углубления,
образовавшиеся в процессе предстартовых испытаний отсеков под
давлением. Таким образом, уже при подготовке ускорителей созда-
вались предпосылки для прорыва к резиновым уплотнителям раска-
ленных продуктов сгорания ракетного топлива и их разрушения."
  "Другая причина, по которой системы спасения астронавтов не
были созданы, это и бюджетные ограничения, и технические
трудности."
  "И вот после аварии HАСА вновь вернулось к этой проблеме. В
числе средств аварийного спасения рассматриваются катапультируе-
мые с помощью пиротехнических устройств кресла или отстреливаемые 
люки, через которые астронавты могут покидать корабль с парашюта-
ми. Рассматривается также возможность отделения и увода от
корабля с помощью ракетных двигателей отсека экипажа. Hо опять
встают все те же проблемы..."
  "Катапультируемые кресла повысят массу корабля и уменьшат число
мест для экипажа на борту, поскольку такие кресла можно устанав-
ливать только в верхнем отсеке. Кроме того, космонавты выступают
против применения в кабине пиротехнических устройств, которые,
как они полагают, представляют сами по себе дополнительную
опасность. Установка же на 'шаттле' отделяемой кабины увеличит
массу корабля на 13, 6 тонны, то есть на столько же уменьшится
его грузоподъемность, и в дополнение потребуется дорогостоящая
доработка конструкции корабля."
  (Для катапультирования можно использовать не пиротехнические
устройства, а пневматические, и применять в них сжатый кислород, 
который в других ситуациях может употребляться для дыхания.)
  "Поэтому главное внимание в мероприятиях по повышению безопас-
ности полетов (и в основном этим дело, видимо, ограничится)
уделяется модификации твердотопливных ускорителей.
  "8 ноября 1985 года при сборке левого ускорителя 'Челленджера'
в том же центре имени Кеннеди подъемный кран помял переднюю
секцию ускорителя, приведя ее в непригодное состояние. По
результатам расследования был сделан вывод, что технические
Специалисты, занятые на этой операции, не обладали необходимым
опытом, у них отсутствовали стимулы к работе, и они
использовали дефектное оборудование. Доклад HАСА по этому
поводу, датированный 13 декабря, озаглавлен 'Отсутствие
должной дисциплины у персонала'. В нем, в частности,
указывается: 'О характерном отношении персонала можно судить
по высказываниям типа: "Я был занят другим, когда это
произошло"; "Я занимаюсь лишь тем, за что отвечаю"; "Это не
мое дело".'"
  "Атмосфера поспешности беспокоит и астронавтов. Как пишет
издающаяся в штате Флорида газета 'Орландо сентинел',
некоторые наиболее опытные астронавты бывшие члены экипажей
'шаттлов' -- в своих интервью 'выразили озабоченность по поводу
нереальной цели -- возобновления запусков 'шаттлов' в начале
1988 года и слишком напряженного графика полетов в последующие
годы'. По их мнению, руководители HАСА 'по-прежнему готовы
рисковать проблемами безопасности во имя того, чтобы
удовлетворить своих клиентов'. А главный клиент, как известно,
военное ведомство."
  "Hесмотря на некоторые позитивные заявления, сделанные после
инцидента с 'Челленджером', во многих сферах деятельность HАСА
нисколько не изменилась, сказал астронавт Роберт Гибсон. Все вни-
мание сосредоточено лишь на усовершенствовании оборудования, и 
ничто не свидетельствует об отказе от порочного метода мышления, 
который господствовал до катастрофы с 'Челленджером', подчеркнул 
он. По словам другого астронавта, Джона Янга, некоторые руководи-
тели HАСА выступают за 'чрезмерно амбициозный график запусков, 
что может привести к новой трагедии'."
  "При расследовании катастрофы инженеры НАСА обнаружили еще нес-
колько проблем, которые в конце концов могли привести к неприят-
ностям, поэтому остальные 'шаттлы' были доработаны. Наиболее
важным изменением была разработка нового соединения сегментов
ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным
креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений,
которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если
они считали, что существует угроза безопасности полета."
  "Критики заявляют, что каждый полет 'шаттла' обходится в 1 млрд. 
долл., если учитывать стоимость наземного обеспечения полетов, и
что автоматические системы могут выполнить большинство его задач.
Сторонники заявляют, что только присутствие человека привлекает
общественное внимание к космической деятельности, позволяет
проводить широкую программу научных экспериментов и ремонт
спутников и что полученный опыт является бесценным для проведения
экспериментов и другой деятельности, которая будет проводиться на
международной космической станции (МКС)."
  "Множество изменений и неопределенность, вызванные реорганиза-
цией и сокращением программы НАСА, повышение рабочей нагрузки,
уход квалифицированного персонала, неблагоприятная моральная
атмосфера привели к формированию среды, в которой возможны
человеческие ошибки. Беспорядок стал обычным делом и работники
начали высматривать возможности для карьеры вне программы 'шаттл
/ космическая станция'. Такие условия увеличивают вероятность
ошибок по небрежности, и эти ошибки будут в конечном счете
отражаться на безопасности." 
  "Среди вещей, которые ради рекламы были взяты на борт 'Челленд-
жера', имелось 700 вышитых эмблем миссии, более чем 1,600 флагов 
различных размеров, стран и штатов, видеодиск, набор медальонов, 
ненадутый футбольный мяч, печать города Framingham, штат Массачу-
сетс, 47 копий Конституции США, а также нашивки, булавки, украше-
ния и всякие другие предметы для организаций, пожелавших иметь
что-то, побывавшее в космосе на 'шаттле'. Но не было аварийного
радиомаяка."

                            *  *  *

  Причины катастрофы "Челленджера":
1. Недостаточность средств, стремление к экономии.
2. Пропагандистская нагруженность проекта.
3. Стремление НАСА посредством ярких достижений добиваться 
   финансирования своей работы.
4. Плохая постановка идеологической работы в НАСА: ослабление у
   работников НАСА чувства общности, чувства причастности к делу 
   большой важности.
5. Острая потребность руководителей государства в текущем успехе, 
   их несклонность работать на достижение дальних целей.
6. Неспособность многих усвоить то, что катастрофы неизбежны; что 
   удаётся лишь уменьшать их вероятность и тяжесть; что любая из 
   катастроф перечеркнёт достигнутую когда-то экономию и произве-
   дёт неблагоприятное впечатление, которое будет тем больше, чем 
   больше было ожидание успеха.

  Наверное, можно говорить о загнивании НАСА (этой опасности под-
вергается всякий долго существующий коллектив).
  Имелись технические возможности обеспечить выживание экипажа в 
той ситуации, в которую попал "Челенджер". К примеру, можно было
предусмотреть средства торможения падающей кабины. Причина гибели
людей -- в отсутствии у НАСА настроенности на решение проблем
такого рода. Вообще, важнейшее условие обеспечения безопасности
сложных технических комплексов -- обеспечение эффективности слож-
ных организационных систем, создающих и эксплуатирующих эти
технические комплексы.

                            *  *  *

  1 февраля 2003 г. при возвращении на землю произошла катастрофа
американского космического корабля многоразового использования 
"Колумбия".
  Из разных источников:
  "Даже после того, как инженеры определили, что 'Колумбия' полу-
чила удар куском обшивки вскоре после отрыва от земли, в  НАСА не 
думали, что это могло вызвать достаточный ущерб, чтобы привести к 
гибели корабля."
  "НАСА объявило аварийную ситуацию после потери связи с 'Колум-
бией', когда корабль появился над штатом Одинокой Звезды [Техас-
сом] на высоте около 200,000 футов, двигаясь со скоростью, в 18 
раз превышающей скорость звука."
  "Официальные лица администрации Буша поспешили заверить, что в
произошедшем не обнаружено признаков причастности террористов."
  "Большинство экспертов сходятся во мнении, что причиной
катастрофы стало повреждение левого крыла 'шаттла'. В результате
нарушения целостности теплоизоляции горячий газ просто прожег
крыло космического корабля. Однако относительно причин неполадок
единого мнения пока нет."
  "Проблемы с теплоизоляцией крыльев возникают у 'шаттлов' отнюдь
не впервые. В частности, серьезное повреждение теплоизоляции
крыла было зафиксировано у 'шаттла' 'Дискавери' после его
возвращения с орбиты в марте 2001 года. Согласно ряду внутренних
документов НАСА, в одной из теплоизоляционных панелей крыла
'Дискавери' был обнаружен разрыв длиной около 5 см. Причиной его
появления стала коррозия материала, из которого была изготовлена
панель."
  "Неполадка в 'Дискавери' была сочтена очень серьезной, и после 
ее обнаружения все 'шаттлы' подверглись обследованию. Это обсле-
дование было, однако, только визуальным: панели не снимались с 
'шаттлов', и потому многие повреждения могли остаться незамечен-
ными. Разрыв в теплоизоляции 'Дискавери' был обнаружен после
29-го по счету полета этого челнока, а 'Колумбия' потерпела
катастрофу во время своей 28-й экспедиции. То есть износ обшивки
'шаттлов' должен был быть примерно равным. Поврежденная панель
'Дискавери' была отремонтирована и прекрасно показала себя в
последующих полетах. Замены поврежденной плиты не производилось
ввиду нехватки запасных частей."
  "При старте о левое крыло ударился кусок обшивки внешнего топ-
ливного бака. Такие инциденты происходили и раньше и завершались
вполне благополучно. Однако в случае 'Колумбии' удар мог повре-
дить и без того ослабленную теплоизоляцию левого крыла."

                            *  *  *

  "Бывшего инспектора НАСА, отвечавшего за проверку 'шаттлов' 
перед стартом, обвиняют в преступной халатности. Как сообщается
на сайте газеты Los Angeles Times, Билли Торнтон (Billy Thornton)
подозревается в том, что он сфальсифицировал результаты 83
инспекций в период с 24 октября 2002 года по 14 мая 2003 года."
  "Как установило расследование, он ставил отметки о проведенном
контроле систем электроники и других жизненно важных компонентов,
даже не заходя внутрь 'шаттла'. Причем его работа относилась к
'контролю 1-ой категории', то есть проверяемые компоненты не
имели дублирующих систем, и неполадки в их работе могли привести
к гибели космического корабля и его экипажа."

                            *  *  *

  Если соединяются два больших помещения технического объекта, 
между ними должно быть малое вспомогательное помещение, которое
может использоваться как шлюз.
  Все помещения технического объекта должны иметь термометры и 
манометры, в том числе видимые в окошки шлюзов (чтобы можно было, 
не входя в помещение, узнать состояние атмосферы в нём).

                            *  *  *

  "НА МКС ЗАРЖАВЕЛ АМЕРИКАНСКИЙ ШЛЮЗОВОЙ МОДУЛЬ. Выход в открытый
космос на МКС  [Международной космической станции] теперь 
возможен только через российский модуль станции и в российских
скафандрах. В американском шлюзе обнаружена коррозия, а выходить
в американских скафандрах через российский шлюз не позволяет его
конструкция. Американские скафандры решено отправить на Землю."
(lenta.ru, 21.02.2005) Таким образом, говорить о наивности пред-
ставленных в этой книге рекомендаций было бы не совсем верно.


8.12. Защита от взрывов и пожаров.

24 мая 1941 г. в бою с германскими кораблями "Бисмарк" и "Принц Евгений" получил тяжёлые повреждения и затонул линкор британского флота "Худ" (Hood). Два немецких корабля были замечены английскими моряками в 5.35. Когда расстояние между английской и немецкой эскадрами сократи- лось до 20 км, "Худ" сделал залп (в 5.58), но случился недолёт. Далее произвёл залп "Бисмарк". Снаряды летели в сторону "Худа" около 20 секунд и угодили в основание главной боевой рубки. На- чался пожар. Капитан приказал развернуть судно, чтобы обеспечить возможность использования кормовых орудий. В 6.01 очередной снаряд с "Бисмарка" пробил бортовую обшивку, взорвался и вызвал детонацию в крюйт-камере. "Взрывная волна подбросила в воздух обломки боевой рубки, огромный кран и часть орудийной башни." "Вскоре судно стало крениться на правый борт." "Через мгновение 'Худ' стал крениться на другой борт, выравниваясь, но это продол- жалось совсем не долго..." (Из кн. "Выживание в экстремальных ситуациях" Пола Доусуэлла). Корабль стал переворачиваться кверху дном, потом разломался пополам. Сначала затонула кормовая часть, потом носовая. В 6.03 всё было кончено. Экипаж "Худа" насчитывал 1421 человек. Спаслось только трое. * * * Надо исходить из того, что в местах хранения взрывоопасных и горючих веществ взрывы и возгорания неизбежны. Поэтому следует стремиться не только к тому, чтобы уменьшить их вероятность, но также к тому, чтобы снизить вызываемый ими ущерб. Пожароопасные и взрывоопасные материалы должны размещаться в особо защищенной части ТС, удаленной от центра (с расчетом на то, что в случае взрыва уцелеет более значительная часть ТС). Неправильный вариант: Правильный вариант: ================== ================== | +---+ | | +---+| | | X | | | | X || | +---+ | | +---+| ================== ================== По возможности следует хранить взрывоопасные вещества порциями на таком расстоянии одна от другой, чтобы взрыв одной из порций не приводил к детонации других порций. Энергия взрыва должна обращаться вовне, т. е. должен быть обеспечен выход образующихся при взрыве газов за пределы корпуса (вверх, вниз, а возможно, и в сторону): Неправильный вариант: Правильный вариант: ================== ============+===+= | +===+| | | || | | X || | | X || | +===+| | | || ================== ============+===+= Примыкающие помещения должны проектироваться таким образом, чтобы находящиеся в них люди меньше пострадали от взрывной волны и продуктов горения. Описанный конструктивный приём используется в американском танке М1А1 "Абрамс". В этом танке из 40 снарядов боекомплекта "34 со сгорающей гильзой укладывают в кормовой части, башни за сдвижными броневыми шторками. Считается, что при поражении боеукладки взрывная волна сорвет листы крыши со специально ослабленным креплением и уйдет вверх, не причинив вреда экипажу, однако эффективность подобных мер защиты представляется сомнительной." (С. Грянкин "Противостояние в пустыне", журнал "Моделист-конструктор", №8 за 1991 г.) Если в транспортном средстве перевозится большое количество взрывчатого вещества, оно должно содержаться в противопожарных контейнерах, в удалении от горючих веществ и вероятных источников воспламенения, в отсеках, которые в случае необходимости могут быть быстро затоплены водой. Противопожарный контейнер может представлять собой металличес- кую конструкцию с полостями, заполненными водой, которая при высокой температуре будет испаряться и тем самым замедлять нагрев содержимого контейнера. В условиях повышенной опасности взрыва может предусматриваться аварийный выброс взрывчатых веществ за пределы корпуса ТС. Стенки помещения, содержащего взрывоопасные вещества, могут де- латься из нескольких слоёв, разделённых воздушными промежутками. В таком случае энергия взрыва будет расходоваться на смятие этих слоёв: ++++ ++++ ++++ ++++ ++++ ++++ ++++ ++++ ++++ ++++ +++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++ Также можно окружать взрывоопасные помещения малыми помещени- ями, в которых не находится ничего особо ценного. * * * Конструкция длинного транспортного средства должна быть приспо- соблена к разрыву на две-три относительно живучие части. Места предполагаемого разделения корпуса должны быть конструктивно оформлены так, чтобы разрыв случился именно там, причём с мини- мумом других повреждений. В этих местах можно размещать оборудо- вание и грузы, эксидент с которыми может привести к разрыву. * * * Моряки должны быть готовы к сотрясению корабля при взрыве. Соответствующее снаряжение: каска (или ударозащитный мягкий шлем, как у танкистов), жёсткий жилет, налокотники. Также очень полезно пристёгиваться к сиденьям. В корабельных приборах следует использовать только небьющееся стекло. С одного взгляда на огнетушитель должно быть ясно, можно ли им тушить горящие лёгкие жидкости, горящие электрические устройства, находящиеся под напряжением. В местах конструкции, перегрев которых приводит к пожару, можно использовать покрытия, которые при чрезмерном нагревании меняют свой цвет и/или выделяют неядовитый дым и этим сигнализируют об угрозе.

8.13. Обеспечение выхода из затонувшего транспортного средства.

Верхний люк для аварийного выхода должен быть устроен ... не так: а так: =======|----|======= =======|----|======= | | | | | | | | | | | | | | | | Цель -- сохранение воздушного пузыря возле люка после его открывания. Это позволяет спасающимся покидать ТС по-очереди, с меньшей спешкой, с меньшей задержкой дыхания. Рукав при люке может быть выдвижной -- чтобы не мешал в нормальных условиях: =======|----|======= =======|----|======= | || || | ---> | | | | | |= =| | | = = | | | | | | | | |

8.14. Средства спасения экипажа и пассажиров.

Средства спасения экипажа и пассажиров ТС: 1) средства покидания ТС (напр., кресло-катапульта); 2) средства, обеспечивающие пребывание во враждебной среде вне ТС: индивидуальные: портативные; встроенные в кресло; располагающиеся рядом с креслом; групповые: шлюпки; отделяющиеся отсеки ТС; вспомогательные: плавучий багаж. ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz