Общая теория безопасности.

13. Технологические средства обеспечения безопасности.

Средства технологического обеспечения надёжности сложной системы: система проектирования, доработки, развития; система производства, технического обслуживания, текущего ремонта, комплексного ремонта, утилизации; система документирования; система эксплуатации. Указанные системы должны тесно сопрягаться между собой: исполь- зовать одинаковые понятия, обозначения, адресации, форматы дан- ных, стандарты оформления документов, средства поддержки работы с ошибками.

13.1. Документирование.

Документация на сложные технические изделия -- важное средство обеспечения безопасности при работе с ними. Чтобы полнота и детальность документации были не в ущерб удобству работы с нею, следует делать документацию компактной, структурированной, норма- лизованной, снабжённой различными средствами быстрого поиска. Во всякой сложной системе имеют место процессы достройки, де- градации, восстановления, трансформации, развития. Эти процессы приводят к тому, что состояние системы со временем всё более отличается от изначального -- описанного в документации на эту систему. Между тем, для того чтобы можно было удобно и правильно работать с системой, она должна быть адекватно и детально доку- ментирована. Поэтому должна действовать строгая и чёткая проце- дура обновления документации.

13.2. Использование метасистем.

При всякой сложной системе должна быть метасистема, обеспечи- вающая эксплуатацию этой системы и поддержание её в рабочем состоянии. Метасистема может быть оформлена как часть основной системы. Может быть универсальная метасистема, настраиваемая на особен- ности конкретных основных систем. В метасистему включаются: запасные части, инструменты, измерительные приборы; документация (её можно рассматривать и как часть системы); средства хранения запасных частей, инструментов, измерительных приборов, документации; средства работы с данными, относящимися к системе; средства жизнеобеспечения людей, работающих с системой. В работу с данными, относящимися к системе, входит следующее: учёт параметров системы; учёт работы системы; учёт неисправностей в системе; планирование и учёт работ по ремонту, поддержанию, развитию системы; учёт имущества, его размещения и движения; фиксация прав и обязанностей людей, работающих с системой; хранение должностных инструкций; деловая переписка в связи с системой; и т. п.

14. Организационные средства обеспечения безопасности.

К организационным средствам обеспечения безопасности относится следующее: экспертиза технических заданий, технических предложений, проектов с точки зрения безопасности; регулярная проверка положения дел, состояния конструкций, документации, измерительных приборов, инструментов, запасных компонентов; обучение людей действиям в аварийных ситуациях; подготовка аварийных команд; регулярная проверка готовности людей и технических средств к аварийным ситуациям. Людей, вполне пригодных для сложной ответственной работы, очень мало. А те, которые пригодны, не всегда хотят ею заниматься или не всегда имеют благоприятствующие личные обстоятельства. Поэтому работа, в которой ошибки и небрежности приводят к катастрофам, зачастую выполняется мало подходящими для неё людьми. Решение этой поблемы состоит в более тщательной разработке сложных изде- лий и процедур работы с ними. Лучшие интеллектуальные силы должны собираться в командах разработчиков. Чем выше требования к качес- тву разработки, тем проще работать с получаемым в итоге продуктом.

14.1. Инспектирование.

Инспектирование -- проверка, регулярно или эпизодически осуществляемая вышестоящей или посторонней инстанцией. В отношении инспекторских проверок существуют следующие опасности: 1. Поверхностное осуществление проверяющим своих обязанностей. 2. Обман проверяющего проверяемым. 3. Подкуп проверяющего проверяемым. 4. Вымогательство проверяющим у проверяемого. 5. Сговор проверяющего и проверяемого. Принципы обеспечения качества проверок: 1. Строгий отбор проверяющих. 2. Высокий социальный статус, высокая оплата проверяющих. Уме- ренная материальная заинтересованность проверяющих в обнару- жении недостатков. 3. Незначительное число проверяющих в сравнении с проверяемыми. 4. Чёткое изложение 1) разумных и вполне реализуемых требований к тому, что подвергается проверке, 2) прав и обязанностей проверяющего и проверяемого, 3) процедуры проверки. Своевре- менное доведение указанных сведений до проверяемых. 5. Оптимальная частота проверок. 6. Наличие у проверяемого возможности обжаловать действия и выводы проверяющего, а также действия и выводы тех, кто будет проверять проверяющего. 7. Перепроверка другой инстанцией. 8. Регулярная или эпизодическая проверка проверяющих. 9. Значительное наказание проверяющего за недобросовестную проверку. 10. Значительное наказание проверяемого за попытку уклониться от добросовестной проверки, за препятствование проверке. 11. Создание проверяемому условий, необходимых для приведения предмета проверок к требуемому состоянию. В частности, обеспечение нужными для этого сведениями и материальными ресурсами. 12. Разумность и практическая достижимость порядка вещей, который требуется от проверяемых. Если не соблюдать указанных принципов, получается либо види- мость проверок, либо создание лишних проблем проверяемым.

14.2. Охрана.

Функции охраны: 1) охранять периметр (границу некоторой территории): разрешать доступ в пределы охраняемого периметра; пресекать попытки неразрешённого доступа; отпугивать тех, кто хотел бы проникнуть в пределы охраняемого периметра без разрешения; выявлять случаи неразрешённого доступа и предотвращать их повторение; 2) поддерживать порядок в пределах охраняемого периметра: обеспечивать соблюдение правил безопасности; нейтрализовывать и удалять нежелательных лиц; организовывать эвакуацию в случае чрезвычайной ситуации; 3) охранять важных лиц и имущество, которые временно пребывают вне охраняемого периметра. Может быть несколько уровней охраняемых периметров: один или несколько дополнительных внутренних периметров в пределах наруж- ного периметра. Охраннику должно быть выгоднее выполнять свои функции, а не вступать в сговор с нарушителями порядка, становиться нарушителем порядка самому или дезертировать при появлении значительной угрозы. Принципы организации охранной работы: 1. Подбор людей, склонных проявлять агрессивность и честность. 2. Стремление уменьшить риск для охранников. 3. Обеспечение охранникам высокого статуса и высокой заработной платы. 4. Гарантия адекватной помощи охранникам в случае их увечья при исполнении служебных обязанностей. Гарантия помощи семьям охранников в случае гибели охранников при исполнении служебных обязанностей. 5. Обеспечение охранникам возможности "социального роста" (удовле- творения амбиций). 6. Индоктринирование охранников: привитие представления о соци- альной значимости того дела, в рамках которого они выполняют охранную функцию, о важности этой охранной функции. 7. Надзор за психологическим состоянием и личными обстоятельст- вами охранников. В случае нарушения хотя бы одного из этих принципов полагаться на охрану нельзя. * * * Технические охранные средства: заборы, рвы, стены и пр.; замки, двери, сейфы; детекторы вторжения; устройства наблюдения и прослушивания; средства предупреждения потенциальных нарушителей порядка о наличии охраны; устройства подачи местного сигнала тревоги (для отпугивания нарушителей границы); устройства дистанционного оповещения; блокирующие устройства (препятствующие передвижению нарушите- лей порядка по охраняемой территории); поражающие устройства (для воздействия на нарушителей порядка); ложные устройства, имитирующие вышеперечисленные настоящие.

14.3. Спасательные мероприятия.

Различаются спасательные мероприятия следующих видов: 1) по масштабу деятельности: спасение ... отдельных людей и малых групп; большого количества людей; 2) по причинам, породившим потребность в помощи: спасение ... при катастрофах; при стихийных бедствиях; при военных действиях; 3) по среде, в которой осуществляется деятельность: спасение ... на воде; под водой; под землёй; в горах; в пустыне; в приполярной области; в лесу; в городе; на предприятии; в космосе; 4) по исполнителям: спасение ... специальной спасательной службой; общеспасательной службой; добровольцами. Основной причиной возникновения необходимости в спасательных мероприятиях является в конечном счёте глупость. Она может прояв- ляться в беспечности, небрежности, незнании, лени, завышенной оценке людьми своих возможностей.

14.4. Обучение действиям в экстремальных ситуациях.

Теоретическая и практическая подготовка к действиям в чрезвы- чайных ситуациях должна быть важной частью школьного курса обучения. Каждый человек должен время от времени проходить переподготовку по действиям в чрезвычайных ситуациях. Экипаж любого сложного транспортного средства (судна, самолёта) должен проходить, среди прочего, подготовку по решению изобрета- тельских задач, чтобы справляться с проблемами, требующими нети- повых действий. Людей, имеющих способности и склонность к спасательской работе, следует объединить в особую организацию (к примеру, "Доброволь- ческий корпус спасателей"). Члены организации получают право но- сить особую привлекательную униформу и оружие (нож, телескопичес- кую дубинку). Им вменяется в обязанность постоянно иметь на одеж- де знак принадлежности к организации, держать при себе расширен- ный аварийный набор, содействовать профессиональным спасательским формированиям и службам охраны порядка, оказывать помощь людям, попавшим в бедственное положение в результате эксидента. Они имеют право пресекать некоторые нарушения общественного порядка и адекватно использовать при этом силу и разрешённые для них специальные средства воздействия.

14.5. Идеологическая работа.

Для обеспечения безопасности важнейшее значение имеет пропаган- да здорового образа жизни и здравого взгляда на мир: у здоровых людей лучше выживаемость, а здравый взгляд на мир предохраняет от опасных глупостей. Мало кто хочет для себя и своих детей неприятностей, материаль- ных потерь, увечий, смерти, но так же мало кто соглашается для избежания всего этого ограничить себя в каких-то удовольствиях. Одни идут на разные ухищрения, чтобы убедить себя и других, что можно получать удовольствия без риска, другие основываются на том, что так или иначе риск неизбежен и что так или иначе все ум- рут (соответственно существует культик "экстрима": "экстремальный спорт" и прочее). Когда вдруг наступает пора расплачиваться за глупости, те и другие кричат, что им больно и страшно, но почему-то не раскаиваются в совершённых ошибках. * * * Главным условием обеспечения безопасности общества является го- сударственная идеология, ориентирующая на защитную деятельность. Идеология должна быть убедительной и привлекательной. Её основные мотивы: 1) значимость общих ценностей и целей; 2) значимость обеспечения безопасности; 3) необходимость самодисциплины, самоограничения.

14.6. Безопасность принятия решений.

Набор данных, используемых в выработке того или иного решения, должен быть по возможности ограниченным и обозримым. Инструкция всегда должна существовать в виде единственного небольшого и редко обновляемого документа, а не в виде множества изменений и дополнений к какому-то исходному тексту. Данные, необходимые для выработки решения, бывают... базовые (используемые в решениях, относящихся к очень разным областям деятельности); постоянные (относящиеся к одной области деятельности и мало изменяющиеся со временем); переменные (относящиеся к конкретной проблеме в конкретный момент времени). Следует стремиться к минимизации объёма сведений, которые нужны оператору для управления сложным объектом в сложных обстоятельствах. Язык различных инструкций, аппаратных панелей, экранных панелей должен быть нормализованный и схожий. Типы работ, выполняемых оператором: реализация посредством системы тех типовых действий, ради которых она создана; проверка состояния системы; настройка системы; нетиповое использование системы в непредусмотренных обстоятельствах; перестройка системы для использования в непредусмотренных обстоятельствах. * * * Предоставить человеку все данные, необходимые для принятия решения -- это ещё далеко не достаточно для того, чтобы решение оказалось правильным и своевременным. Следует учитывать то, как человек будет воспринимать и обрабатывать эти данные. Они должны быть удобными для восприятия с точки зрения той проблемы, которую предполагается решить на их основе. То есть, они должны быть структурированными, комментированными, однозначно понимаемыми, с выделенной той частью, на которую следует обратить первоочередное внимание. Далее, они должны быть по возможности достаточными, то есть минимизировать необходимость вспоминания, обращения к спра- вочным и прочим данным для того, чтобы понять ситуацию и принять решение. Чем лучше данные подготовлены для восприятия, чем быстрее появляется решение и тем качественнее оно оказывается. Чем больше сил тратит человек, готовящий данные, тем меньше сил тратит человек, использующий эти данные. При подготовке данных необходимо, среди прочего, учитывать, в какой ситуации находится тот, кому эти данные предназначены, а также его личные качества и текущее состояние. Если у человека, готовящего данные для принятия решения на их основе другим человеком, появляются какие-то существеные сообра- жения по характеру возможного решения, лучше их высказать, чтобы тот, кто будет использовать подготовленные данные, не проделывал аналитическую работу заново или имел возможность сравнить результаты собственного анализа с результатами анализа, которые получены другими. Подталкивать к некоторому решению не следует лишь в том случае, если представляется, что принимающий решение индивид способен отыскать лучший вариант и что не следует связывать ему воображение подсказкой.

14.7. Чрезвычайное право.

Чрезвычайная ситуация наступает в случае катастрофы, приближе- ния катастрофы, большой вероятности катастрофы. Для чрезвычайных ситуаций нужны чрезвычайные законы. Если в таких ситуациях руководствоваться обычными законами, то некоторые необходимые действия не будут осуществлены вовремя или вовсе ока- жутся недопустимыми. Чрезвычайное право -- совокупность законов, определяющих права и обязанности различных субъектов в чрезвычайных ситуациях. Суть чрезвычайного права -- в разрешении жертвовать частью для сохранения целого. Чрезвычайным правом определяется следующее: порядок объявления чрезвычайного положения; права и обязанности граждан, должностных лиц, учреждений в связи с предотвращением, локализацией, ликвидацией, устранением последствий эксидентов; порядок оказания помощи лицам, подвергающимся опасности, пострадавшим; порядок установления ответственности за понесённые потери. Особенности чрезвычайного права: ускоренная процедура принятия решений; ускоренная процедура переподчинения; ограничение прав личности; упрощенная процедура расследования преступлений и осуждения виновных; расширение полномочий некоторых должностных лиц.

14.8. Обеспечение эффективности сложных организационных систем.

Сложная организационная система (СОС) -- большой коллектив людей, совместно выполняющих сложную работу (к примеру проекти- рующих сложное техническое изделие). Безопасность сложной работы и её результата зависит от качества СОС. Всякая СОС склонна к загниванию. Загнивание выражается в сле- дующем: 1. Разрастается управленческий аппарат. 2. Увеличивается разница в доходах руководящих и рядовых работ- ников. 3. Доходы рядовых работников сокращаются. 4. У работников ослабляется чувство общности, чувство важности дела, которым они совместно занимаются. Люди начинают отно- ситься к своему учреждению не как к общей ценности, которую надо беречь, а как к источнику ресурса, из которого нужно побольше взять, пока есть возможность. 5. В управленческой верхушке накапливаются люди, склонные к интригам, но слабые в творческом отношении. 6. На средних и нижних уровнях управленческой иерархии накапли- ваются люди комформистского склада, опасающиеся возражать своим начальникам по существу. 7. Падает вес таких человеческих качеств, как честность, твор- ческая смелость, инициативность. Талантливые люди становятся неудобными. 8. Всё большее значение приобретает внешняя сторона дела в ущерб его содержанию. Загнившая СОС держится на своих прежних достижениях, а также за счёт того, что руководящая верхушка СОС хорошо вписывается в загнивающую руководящую верхушку общества в целом. Средство защиты СОС от загнивания: обновление руководящей вер- хушки посредством допуска в неё энергичных, толковых и честных людей творческого склада, настроенных на значительные результаты общей работы. Средства восстановления загнившей СОС: 1. Роспуск. 2. Реорганизация. 3. Смена руководства. 4. Назначение комиссара с чрезвычайными полномочиями. В каждом человеке есть хорошее и плохое. Организационная сис- тема должна строиться так, чтобы в людях проявлялось в первую очередь хорошее. Чтобы СОС эффективно работала, следует найти для составляющих её людей эффективное совмещение личных и общественных интересов. Слагаемые правильной СОС: 1) эффективное устройство (структура, права и обязанности работ- ников, должностные инструкции); 2) благоприятные внешние условия (репутация, финансирование и пр.); 3) эффективная идеология; 4) эффективный лидер; 5) хорошие организационные навыки управленцев; 6) эффективные технологии сложной информационной работы; 7) благоприятные условия для каждого работника -- чтобы каждый стремился работать качественно и имел для этого возможности. Каждый работник должен иметь возможность проявлять уместную инициативу, самоутверждаться, "расти", много зарабатывать. Необходимо, чтобы его занятия не переутомляли его, не причиняли некомпенсируемого вреда его здоровью. Он должен чувствовать себя высоко ценимым членом команды, а не расходым ресурсом и инстру- ментом чьей-то карьеры. Люди верят в очередное большое общее дело, пока не растают их очередные иллюзии. Пока они верят, они работают хорошо. Когда создаётся новая СОС, она обеспечивает рывок вперёд в некоторой области, потом загнивает и либо ликвидируется, либо преобразует- ся, либо тянет ещё некоторое время на доработке и сопровождении ранее сделанного. На смену ей приходят другие СОС. * * * Для любого коллектива характерны следующие противоречия: 1) между "верхушкой" этого коллектива и его рядовыми членами; 2) между этим коллективом и остальным обществом. Хорошо построен тот коллектив, для которого указанные противо- речи незначительны. Бывает, что при имеющихся условиях построить хороший в указанном смысле коллектив невозможно. Надо различать объективные противоречия между людьми и восприя- тие этих противоречий. Идеология может несколько смягчить остроту их восприятия, но если она будет обходить их или отрицать, она окажется лживой, а значит, уязвимой для критики и вызывающей пренебрежительное к себе отношение. Цивилизованное общество западного типа имеет значительные недо- статки, которые надо удерживать в некоторых пределах и компенси- ровать, а не оправдывать и тем более не поощрять. Основной его недостаток -- разделённость на "верхи" и "низы". "Низам" внушает- ся, что "верхи" если и представляют собой зло, то зло неизбежное, и что от них есть и польза и поэтому лучше терпеть их, сдерживать их в дурных влечениях и сотрудничать с ними. Также внушается, что "низы" -- это на самом деле не "низы", а "средний класс", а "низы" -- это те, кто ещё ниже. Когда в таком обществе создают СОС, она тоже получается разделённой на "верхи" и "низы", и оказывается довольно трудно удерживать наиболее активных и думающих предста- вителей "низов" от чувства отчуждённости, от враждебного отноше- ния к этой СОС. Следствия чувства отчуждённости -- пренебрежение обязанностями, нежелание проявлять инициативу, отсутствие интере- са в общем конечном результате. Следствия враждебного отношения -- злорадство по поводу неудач руководства, воровство. При таком положении дел недоработки и ошибки, конечно, оказываются неизбежными. Частично защищают от них только проверки, наказания, трудности с поиском другой работы.

14.9. Страхование.

Страхование -- внесение небольшой суммы денег в страховой фонд с условием того, что в случае наступления маловероятной нежела- тельной ситуации можно будет получить из этого фонда более значительную сумму денег, которая частично или полностью компен- сирует потери. Страхование -- это, можно сказать, нормализация взаимопомощи в обществе: человек рассчитывает на поддержку общества пропорцио- нальную той поддержке, какую он сам оказал обществу заблаговре- менным внесением страхового взноса. Страховая деятельность должна быть, по-видимому, ограничена -- как по видам страхования, так и по размерам страховки. Страховка должна покрывать не более 30-60% убытков. Помимо того, что это сэкономит силы, затрачиваемые на страховую деятельность, это будет также фактором, побуждающим людей к принятию защитных мер. Несчастные случаи, аварии и пр. -- это реклама для страховых фирм. Чем чаще и тяжелее эксиденты, тем больше у этих фирм доход. Чем эксиденты реже и мельче, тем меньше оснований страховаться. Поэтому у страховых фирм существует объективный интерес в том, чтобы общество было довольно катастрофичным (а если имеется объективный интерес, он хотя бы иногда в чём-нибудь проявляется; в случае со страховыми фирмами он проявляется как минимум в привитии обществу представления о страховании как о достаточной или почти достаточной форме реагирования на опасность). Застрахованный на 100% человек надеется на свою страховку, незастрахованный -- на защитные меры (и на удачу). Застрахованный подаёт незастрахованному дурной пример беспечного образа жизни и к тому же создаёт опасные ситуации, в которых подвергает риску не только себя, но и других. Вдобавок, "согласно статистике, в Европе из общего числа наступивших страховых случаев 12-15% приходится на мошенников".

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz