Общая теория безопасности.

15. Глобальная катастрофа и глобальная защита от неё.

Поскольку, начиная приблизительно с 1960-х, на Западе стали всё больше говорить о разрушении биосферы, истощении ресурсов, угрозе глобальной катастрофы и т. п., то можно легко поддаться впечат- лению, что так детально, компетентно и озабоченно обсуждаемые проблемы не только являются предметом пристального рассмотрения компетентных представителей науки и власти, но ещё и достаточно успешно решаются. Между тем, это не так. Хотя имеются определён- ные успехи в преодолении довольно многих проблем природопользо- вания, ситуация в целом устойчиво усугубляется. После известной катастрофы 11 сентября 2001 г. на передний план в совместных усилиях различных стран выдвинули не борьбу за здравый миропоря- док, а борьбу с "международным терроризмом", порождаемым отсут- ствием такого миропорядка. * * * Основные варианты глобальной катастрофы: пандемия смертельной болезни; падение крупного метеорита (землетрясения, цунами, запыление атмосферы); резкое изменение климата (потепление, похолодание, ураганы, наводнения); термоядерная война (радиоактивное заражение, "ядерная зима"); глубокий кризис природопользования (нехватка пахотных земель, пресной воды, местного топлива, накопление ядовитых веществ в окружающей среде).
Мёртвый Нью-Йорк, заметённый снегом.
Кадр из фильма "Послезавтра".

  "Не исключено, что произойдет нечто такое, что нельзя предуга-
дать на основании наших теперешних наблюдений и всего накоплен-
ного в прошлом общества. Да к тому же история наших научных
наблюдений слишком коротка..." (Саке Комацу. "Гибель дpакона")
  Чтобы иметь возможность противостоять непредвиденным вредным
факторам, надо иметь резервы мощностей во всех ключевых техни-
ческих системах. К примеру, если какое-то средство коммуникации
даже при нормальных условиях едва справляется с нагрузкой, оно в
чрезвычайных условиях, скорее всего, создаст большую проблему.

                            *  *  *

  Япония -- страна наиболее защитившая себя от стихийных катаст-
роф и наиболее подготовленная к ликвидации их последствий. Но вот 
по поводу последствий землетрясения магнитудой 9.0, произошедшего
в Японии 11 марта 2011 г. и вызвавшего сарьёзную аварию на АЭС,
расположенной возле города Фукусима, можно прочесть, к примеру, 
следующее (Вакана Коно, 28.03.2011, http://www.bbc.co.uk/blogs):
  "В момент землетрясения мы с мужем и двухлетним сыном ехали по
Токио в машине. На высоком мосту кольцевой автомобильной дороги
мы вдруг почувствовали 'сильный ветер', и машину начало сильно
раскачивать. И сразу же все машины на мосту остановились. Только
через несколько секунд мы поняли, что это землетрясение."
  "Вообще мы привыкли к землетрясениям, но никогда не переживали
такого мощного удара стихии. Сам мост сильно качался, и на дороге
мгновенно появились трещины. Тогда мы с мужем вспомнили, как
разваливались мосты во время землетрясения в Кобе 16 лет назад,
как с мостов падали машины с людьми и немало людей погибло. К
тому же, наша машина стояла прямо под тяжелой большой вывеской,
которая могла в любой момент упасть на нас, но мост раскачивался
и мы не могли ехать сдвинуться с места."
  "Дороги были забиты машинами и людьми. Весь транспорт в Токио 
уже не работал, и в ту ночь многим людям пришлось ночевать на
вокзалах, в городских учреждениях, в спортивных залах. Немало
людей до утра шли домой пешком, беспокоясь за свои семьи."
  "На следующий день мы ехали домой в страшной пробке целый день
(обычно из Токио до нашего города Тиба можно доехать за час).
Дома весь пол был завален книгами, вещами, бутылками, посуда в
шкафу была разбита. А сами шкафы не упали, так как мы поставили
шкафы со специальными креплениями на случай землетрясений. Японцы
не забывают, что в землетрясении Кобе многие погибли под тяжелыми
шкафами."
  "... в Токио после землетрясения стало сложно достать рис, 
хлеб, бутылки с чистой водой, бензин, туалетную бумагу и многие
другие вещи..."
  "После землетрясения мы постоянно живем в стрессе. Во-первых, 
мы беспокоимся о радиации и об атомных станциях. Неизвестно, как 
и когда кончится эта критическая ситуация. Во-вторых, жизнь без
бензина, молока, чистой воды, света (в Тиба, в Токио и в других
городах теперь нередко выключен свет) -- тоже постоянный стресс."
  Можно представить себе, какой "сильный стресс" будет в анало-
гичной ситуации в менее подготовленных и менее богатых странах.

                            *  *  *

  Многие средства, пригодные для защиты от аварий и локальных 
катастроф, станут бесполезными в случае катастрофы глобального 
масштаба. С точки зрения подготовки к глобальной катастрофе, они
являются пустой тратой ресурсов. К примеру, в случае глобальной
катастрофы окажутся ненужными или разрушенными очень многие
производственные предприятия и соответственно потеряет значение
всё, что на этих предприятиях делалось для охраны труда, защиты
от пожаров и т. п.
  Насколько возможно, защиту от малых потерь надо строить так, 
чтобы она защищала и от больших потерь тоже. Если же это
невозможно, то надо распределять усилия между теми и другими
направлениями защиты в соответствии с имеющимися представлениями 
о размерах рисков.

16. Заключение.

Катастрофа -- это, как говорится, лишь вопрос времени. Какая она будет и где -- предвидеть в общих чертах нетрудно: она может случиться в любом месте, по самой неожиданной причине и с большим количеством жертв. Поэтому защищаться от катастроф следует повсе- местно, радикально и системно. Конечно, бессмысленно обсуждать необходимость защитных мер с людьми, которые добровольно подвергают себя различным вредным воздействиям ради удовольствия: курят, употребляют алкоголь, ез- дят в легковых автомобилях без необходимости т. д. Риск поэтизи- рован, готовность к риску воспринимается как большее достоинство, чем осторожность. Чтобы изменить отношение общества к его собст- венной безопасности, нужна, по-видимому, катастрофа неимоверного масштаба. Можно более или менее заметно принимать защитные меры, в част- ности внедрять защитные изделия; можно модифицировать обычные изделия так, чтобы повысилась их защищённость и способность защи- щать; а можно уверять других и себя, что такие-то опасности нич- тожны и что по большому вообще "жить -- это опасно". А вдобавок круглосуточно по телевизионному каналу "Discovery" транслировать на всю планету пропаганду "экстрима". На всякий большой траур по поводу очередной партии жертв умест- но реагировать словами поручика Брусенцова из фильма "Служили два товарища", сказанными в похожих обстоятельствах: "Надо же! Кто бы мог подумать?!" Гибель в катастрофе -- такое же положенное действие, как оплата товара, приобретённого в магазине: платить не хочется, а надо, потому что таков порядок вещей в природе и обществе. Пусть бы гневные родственники погибших шли в первом ряду борцов за безопасное мироустройство! Как бы не так: их не бывает обычно ни в первом ряду, ни в последующих. Мне не довелось наткнуться на сведения о том, что родственники жертв катастрофы добиваются из- менения образа жизни, системы образования, массовых идеологичес- ких установок или хотя бы меняют что-то в себе лично (от чего-то отказываются или к чему-то себя принуждают). Нет, они стремятся только удовлетворить своё чувство мести (добиваются наказания "виновных") и получить компенсацию. В лучшем случае они просто страдают, воспринимая произошедшее как трагическую случайность, а не как проявление статистической закономерности рукотворного мира, которой вполне могло бы и не быть, поскольку обусловливаю- щие её особенности этого мира вполне поддаются переделке. * * * Нарастание катастрофичности цивилизации -- обстоятельство, сви- детельствующее об ущербности "общества потребления". Количество пассажиро-смертей на пассажиро-милю наверняка год от года сокращается, но зато растёт количество пассажиро-миль, причём быстрее, чем население, потребляющее эти пассажиро-мили, поэтому в целом катастрофичность транспорта увеличивается. Оценивая катастрофичность общества западного типа, мы должны сравнивать его не с бедными странами, а с тем, каким могло бы быть высокотехничное общество, если бы обращало надлежащее внима- ние на обеспечение своей безопасности. * * * Объяснять катастрофы стечением неблагоприятных обстоятельств -- значит отмахиваться от работы по устранению этих обстоятельств или по подготовке к ним. Ещё говорят: надёжная защита стоила бы слишком дорого и сделала бы такое-то нужное средство или такое-то нужное действие невоз- можным. Но так ли уж было нужно это средство или это действие? Какие бы причины катастрофы ни назывались, всегда оказывается, что можно было предвидеть их, защититься от них, избежать их. Любая катастрофа неимоверно информативна. Но вместо того, чтобы её изучать в различных аспектах, начинают искать какую-нибудь по- гнувшуюся деталь, из-за которой якобы всё случилось, или какого- нибудь несчастного, у которого не хватает сил отвертеться от обвинений. Невозможно отделаться от мысли, что цивилизованное общество ЛЮБИТ СВОИ КАТАСТРОФЫ, хотя мало кто хочет попадать на главные роли в них. О, эти добропорядочные люди -- скорбящие, праведно возмущающи- еся, спешащие помочь жертвам и их безутешным родственникам! Если попробовать объяснить им, что они сами как тип личности как раз и являются основными косвенными виновниками несчастий, то наверняка нарвёшься на брезгливое негодование, а то и вовсе на агрессивную выходку -- вплоть до намерения разбить тебе голову. А ведь попыт- ки объяснить делаются вовсе не для того, чтобы кого-то помучить и насладиться собственным превосходством, а лишь для того, чтобы не стать однажды нечаянной жертвой заодно с этими людьми. Сочувствовать -- значит в чём-то одобрять. Кто не хочет ока- заться на месте типичных жертв, тот должен чем-то от них отли- читься. Папаша, убивший швейцарского авиадиспетчера, якобы виновного в столкновении самолётов, в котором погибли его ребёнок и жена, своим поступком всего лишь продолжил ту линию поведения, которая привела его к несчастью. Иначе говоря, он НЕ ПОНЯЛ. Поскольку у него хватило денег и сил добраться до Швейцарии и устроить отвра- тительный самосуд, это наверняка человек энергичный, поверхност- ный, самоуверенный, агрессивный, настроенный брать от жизни по- больше и подавлять тех, кто ему в этом препятствует. Может быть, с ним ничего аналогичного той катастрофе больше не произойдёт, но в этом не будет его заслуги, и несчастья будут по-прежнему неизбежно случаться с ему подобными, с его социальной группой. Их трагедии -- неизбежное следствие их образа жизни, расплата за их непоколебимую уверенность в том, что их представления о хорошем и плохом самые что ни на есть правильные. Приходится жить с ними рядом: в мире, который они делают чрезмерно опасным. Западоид, сторонник высокого уровня потребления -- это бычок на заклание. Он не обязательно попадает на алтарь "прогресса", но он из той социальной группы, из которой время от времени выдёрги- ваются несчастные на роль жертв. Бычка откармливают, ему хорошо на изобильном пастбище, но иногда туда наведывается страшный человек в чёрном... Люди умирают так или иначе (и это хорошо, потому что тем самым они освобождают место для молодёжи и уносят с собой в могилы свои болезни и заблуждения), но если не противостоять смерти с большой степенью упорства, то человечество однажды может вымереть полнос- тью. Вдобавок катастрофы -- это ещё и гибель материальных ценнос- тей, то есть потеря трудовых усилий и ущерб окружающей среде.

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz