Общая теория безопасности.

7. Безопасность стационарных объектов.

На стадии проектирования большого и сложного стационарного объекта должны обеспечиваться будущие удобства для осмотра, ремонта, замены частей конструкции, для обновления защитных покрытий. Надо стремиться к тому, чтобы любая часть объекта была заменима. Конструкция, в которой любая часть заменима, является практически вечной. Как правило, в процессе строительства и использования слож- ного объекта, выявляются проблемы, которые не были решены на стадии его проектирования, поэтому конструкцию объекта частично изменяют, частично дополняют. На стадии проектирования следует обеспечивать возможности для таких доделок.

7.1. Безопасность зданий.

Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе кровь на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него. Ветхий Завет, книга "Второзаконие" (22:8). Опасности для здания: проседание грунта; оползень; землетрясение; вибрации, резонанс (в т. ч. от воздействия звуком); пожар; взрыв. Причины проседания грунта: размытие грунта дождевой водой; размытие грунта водой из повреждённого трубопровода; подземные выработки; мягкий грунт. Последствия разрушительного воздействия на здание: обрушение перекрытий; обрушение перекрытий и стен. Опасности от здания: падение обломков здания на находящихся рядом со зданием людей; завалы на транспортных путях, примыкающих к обрушившемуся высокому зданию. * * * 11 сентября 2001 г. две 110-этажные башни здания Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке были протаранены двумя само- лётами Боинг-747 и вскоре рухнули. Погибло более 3000 человек.
Взрыв в южной башне ВТЦ.
Пожар в башнях ВТЦ.
Обрушение южной башни ВТЦ.
Фотограф: Grant Moyle
Северная башня в одиночестве.
Фотограф: Grant Moyle
Расползание облака пыли после обрушения южной башни.
Фотограф: Grant Moyle
  Из американских источников:
  "Мы молимся когда нас застигает бедствие, но почему бы не мо-
литься за то, чтобы поддерживать мир с целью избежания бедствий?"
  "Это борьба против фанатиков и против людей и групп, которые 
потеряли способность думать рационально."
  "Мое сердце обратилось к тысячам палестинцев, которые год за 
годом, десятилетие за десятилетием сталкиваются с подобным терро-
ром ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Сегодня Америка знает, что
это такое -- быть палестинцем, иракцем, афганцем, сирийцем, 
ливанцем, иорданцем, суданцем, человеком из любой Центральноаме-
риканской или Южноамериканской страны, который сталкивается с 
эскадронами смерти, подготовленными США, и список можно продол-
жать и продолжать. Американцам надо бы выяснить, почему у них так
много врагов, что даже невозможно автоматически определить, кто
из них атаковал."
  "Это выглядело сюрреалистически. Я не был уверен, что это не 
сцена из 'Крепкого орешка'... Самолёты, врезающиеся в башни и
рассекающие их надвое, убитые обрушившимися зданиями люди, разор-
ванные надвое символы, политические комментарии, идиотские заяв-
ления Newt'а, бесконечные  -- до притупления чувств -- повторы
сцен попадания самолётов в башни и последующего разрушения башен."
  "С одной стороны, представители мусульман отрицают и притворя-
ются, демонстрируя сочувствие и клянясь в лояльности. С другой,
мы имеем этот сформировавшийся плод, кровавый плод, ядовитый
плод. Дерево ислама должно быть выкорчевано в этой стране --
через мирное интернирование и депортацию."
Пожарные тушат руины ВТЦ.
Фото из газеты "USA Today"от 21 сент. 2001 г.
На руинах ВТЦ.
                            *  *  *

  Из русскоязычных источников:
  "Впервые мы видели теракт в режиме реального времени 11 сентяб-
ря 2001 г., когда самолеты таранили Всемирный торговый центр.
Многие потом говорили о том, что ощущение было такое, словно
смотришь очередной голливудский фильм."
  "Голливуд вроде бы накликал беду на Америку своими многочислен-
ными худфильмами, фантазиями о транснациональных террористических
организациях. Художественные признаки имеют свойство материализо-
вываться." (газ. "Известия", 13 сент. 2001 г.)
  "... сделать некий 'срез' реакции людей на трагедию с помощью
телефоного опроса попытались ТВ-программы 'Времечко' и 'Ночной
полёт'. результаты нельзя назвать репрезентативными, но показа-
тельными -- можно. Вопрос, поставленный перед телезрителями, зву-
чал так: 'Ваша реакция на американскую трагедию'. Предлагалось
три варианта ответов: 'Я в шоке', 'Погибших жаль, а США нет' и
'Мне всё равно'. Результаты за два эфира по 26 минут таковы: 1100
человек -- 'в шоке', 815 выбрали второй вариант ответа', а 130 --
'мне всё равно'." (газ. "Известия", 13 сент. 2001 г.) (Надо 
отметить: опрашивали в Москве, платили за телефонный звонок сами
опрашиваемые, телевизионные передачи были специфические. "Репре-
зентативный" опрос показал бы ещё худшее отношение к американ-
цам.)
  "В России у телеэкранов (...) люди плакали. В Египте, в Ираке, 
в Йемене и на палестинских территориях люди (люди ли --?!) апло-
дировали." (газ. "Известия", 13 сент. 2001 г.)
Антиамериканский митинг в Лахоре, Пакистан, 21 сентября 2001 г.
Фото из газеты "Herald Tribune"от 22 сент. 2001 г.
  "Вечером 11 сентября, когда события, произошедшие в Нью-Йорке,
ещё толком не уложились в моей голове, я встретил в московском 
метро троицу развесёлых молодых людей -- двух парней и девушку. 
Всем им было лет по 20, и все они заразительно гоготали. (...)
Да, они обсуждали теракты в Нью-Йорке, и именно это вызывало их 
радость. 'Уделали Америку! Полностью уделали! И ведь без наших
ракет обошлось...' (...) Вот оно -- игровое отношение к реальнос-
ти, которое впитывает нынешнее подрастающее поколение, с первых
ударов по клавишам, с первого прикосновения к джойстику." (газ. 
"Известия", 13 сент. 2001 г.)
  "Бандиты из Чечни свободно разгуливают по логову демократии в 
США и встречаются с господами из оного правительства..." (газ. 
"Известия", 13 сент. 2001 г.)
  "Кадры, запечатлевшие, как на Манхэттен обрушивается чудовишный
серый вал от двух рухнувших небоскрёбов Всемирного торгового цен-
тра, обошли весь мир. Однако далеко не все видели самую жуткую 
сцену -- как ещё до этого люди, которые ещё оставались в здании, 
выходили на подоконники и поодиночке, а чаще вдвоём -- взявшись 
за руки -- бросались вниз с высоких этажей. Они предпочли встре-
тить смерть на земле, потому что оставаться внутри горящего зда-
ния было ещё страшнее. Позднее эти кадры были подвергнуты цензу-
ре, и их не пустили в эфир. (...) Это же был огромный музей. С
тысячами туристов ежедневно. Там одних лифтов было около сотни.
Магазины, пальмы, целый город под крышей. А ведь эксперты предуп-
реждали, что именно эти близнецы станут главной мишенью террорис-
тов." (газ. "Известия", 13 сент. 2001 г.)
  "МАРОДЕР СОБИРАЛСЯ ПРОДАВАТЬ ФОТОГРАФИИ ЧАСТЕЙ ТЕЛ ЖЕРТВ ТЕРАК-
ТОВ 11 СЕНТЯБРЯ. Во время работ на развалинах Всемирного торгово-
го центра в Нью-Йорке спасатели задержали мародера. Ролан
Абарратегуи (Roland Abarrategui) собирал на месте падения
башен-близнецов наручные часы, фото- и видеокамеры, кредитные
карты. Кроме того, мародер фотографировал части тел погибших, в
дальнейшем намереваясь продавать снимки туристам. Решением суда
25-летний преступник приговорен к 10 годам тюремного заключения.
Как отмечает газета The New York Post, приговор для мародера
оказался более суровым чем для некоторых убийц и насильников."
  "Согласно последним данным, распространенным властями США, 
число жертв терактов, произошедших 11 сентября нынешнего года в
Соединенных Штатах, составило 3 тысячи 465 человек. По информации
представителя служб по чрезвычайным ситуациям Нью-Йорка, число
погибших под развалинами Всемирного торгового центра (ВТЦ) и без
вести пропавших составило 3 тысячи 232 человека. (...) В число 
погибших здесь входят пилоты и пассажиры двух авиалайнеров, кото-
рые использовались террористами для тарана небоскребов-близнецов 
ВТЦ. (...) Число жертв трагедии в Вашингтоне (авиалайнер с пасса-
жирами на борту был направлен террористами на здание военного ве-
домства США -- Пентагона) не изменилось по отношению к предыдущим
данным и составило 189 человек. Еще 44 человека погибло в
Пенсильвании при крушении третьего самолета, похищенного
террористами. Погибших в Пенсильвании могло быть больше, если бы
террористам удалось довести авиалайнер до цели, однако "боинг"
упал раньше -- в результате схватки между пассажирами и
преступниками."
  "...благодаря блестящему видеоанализу, проведенному французски-
ми журналистами, не осталось камня на камне от сказки про то, как
террористы протаранили на Боинге здание Пентагона 11 сентября
2001 года."
  "Теракты 11 сентября можно было предотвратить если бы спецслуж-
бы США делились друг с другом информацией. (...) Об этом говорится 
в опубликованном вчера докладе, подготовленном совместно комите-
тами по разведке двух палат американского конгресса. (...) В
объемном 800-страничном документе утверждается, что подготовку к
терактам не удалось вовремя обнаружить из-за неразберихи во
взаимодействиях американских спецслужб. Еще за два года до
трагического сентябрьского дня ЦРУ располагало сведениями об
экстремистских взглядах двух проживавших в США саудовцев --
Халида Мидхара и Наваха Аль-Хазми (11 сентября они стали
пассажирами рухнувшего на Пентагон 'Боинга-747'). Оба с 2000 года
вращались в мусульманских кругах в Сан-Диего, в которые были
внедрены агенты ФБР. Мало того, у одного из этих агентов саудовцы
снимали квартиру. ФБР располагало компрометирующими сведениями о
них, но лишенное информации, имеющейся у ЦРУ, не смогло сделать
выводы о реальности угрозы с их стороны. Кроме того, не делилось
информацией и Агентство национальной безопасности, занимающееся
глобальным прослушиванием и имеющее записи подозрительных
разговоров этих саудовцев еще с 1999 года." (Андрей ЗЛОБИН)
  "НЬЮ-ЙОРК, 22 февраля -- Разбор завалов и поиск тел погибших на
месте Всемирного торгового центра будет завершен к маю. Такой 
срок назвал мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг..."
  "...прежний вид этому району не вернется. 'Вы не увидите там 
двух 110-этажных башен, -- подчеркнул мэр Нью-Йорка. -- Думаю,
теперь нигде в мире никто не захочет возводить такие строения. 
К тому же в этих башнях и раньше было трудно сдавать помещения
внаем. В экономическом плане небоскребы были не очень рентабель-
ны'."
  "Американская телекомпания Си-би-эс покажет эксклюзивные кадры
событий 11 сентября, в том числе -- как в башню Всемирного
торгового центра врезается первый самолет. Они принадлежат двум
французским кинодокументалистам, братьям Гедеону и Жюлю Нодет,
которые, по странной иронии судьбы, именно в тот момент снимали
документальный фильм о работе нью-йоркских пожарных. Тогда в
объектив видеокамеры и попал первый самолет, который протаранил
северную башню небоскребов-близнецов. За пленку братьев Нодет
телекомпания заплатила весьма приличную сумму, которая до
настоящего времени остается в тайне. Помимо съемок небоскребов
снаружи в специальный двухчасовой фильм Си-би-эс войдут и кадры,
снятые внутри небоскребов, до того, как здания начали рушиться,
передает ИТАР-ТАСС. Операторам удалось зафиксировать на пленке
момент эвакуации людей из зданий ВТЦ."(10.02.2002)
  "Компенсационные и другие выплаты родственникам людей, погибших 
в терактах 11 сентября, а также предприятиям, пострадавшим в ре-
зультате действий террористов, составили 38,1 миллиард долларов. 
90 процентов от этой суммы выплатило правительство США и страхо-
вые компании." (lenta.ru, 09.11.2004)
  "До 11 сентября в тени небоскребов ВТЦ небольшим белым остров-
ком выделялась церковь Св. Николая, прихожанами которой были в
основном американцы греческого происхождения. После терактов на
месте церкви были найдены несколько уцелевших икон, что верующие
считают несомненным чудом. Православные по всему миру уже
выразили намерение собрать 2 млн долларов на восстановление этой
святыни, сообщает ИТАР-ТАСС."
  "Жертвами атаки террористов 11 сентября 2001 года стали граж-
дане многих стран. И понятно, что памятники трагедии должны были
появиться не только в Америке. Уже в первую годовщину такой
памятник был установлен в Польше. Открытие мемориального знака в
Украине посол США в Киеве назвал высшим проявлением солидарности
в борьбе с терроризмом. Позднее эта солидарность вылилась в
участие Украины в антииракской коалиции. Итальянцы для установки
памятника переправили в Венецию стальную балку с развалин
Всемирного торгового центра. В других странах придумали что-то
свое. (...) Проект строительства мемориала на месте разрушенного
ВТЦ: два бассейна в окружении сосен и камней, имена погибших,
выгравированные на парапетах бассейнов в произвольном порядке,
призванном подчеркнуть внезапность и непоправимость произошед-
шего. Называется это все 'Отраженное отсутствие', автор --
Михаэль Арад. Мемориал посвящен не только жертвам терактов 11
сентября в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, но и шести
погибшим в результате взрыва в одной из башен-близнецов в 1993
году. Кроме бассейнов мемориал включает небоскреб 'Башня свободы'
высотой 540 метров и еще четыре здания. (...) Однако самыми 
известными памятниками стали кинофильмы. Документальная лента
"Фаренгейт 9/11" режиссера Майкла Мура успела получить в этом
году главный приз Каннского кинофестиваля и стать одним из самых
кассовых и скандальных фильмов в Америке. (...) Другой громкий
политический кинопамятник -- интернациональный фильм '11 сентяб-
ря'. Одиннадцать режиссеров из одиннадцати стран сняли по
короткому фильму, уложив все, что хотели сказать, в одиннадцать
минут, девять секунд и один кадр." ("Белорусская деловая газета"
от 14.09.2004)
  "Что касается самого владельца бывшего ВТЦ, риэлтора Ларри
Силверстайна, тот уже объявил, что под мемориалы готов отдать до
3 из арендованных им на 100 лет 7 га, на которых размещались
башни-близнецы. Две архитекторские фирмы (...) уже 'врезали' в
план строительных работ на месте ВТЦ площадь под будущий комплекс
памятников. Он будет располагаться непосредственно на месте
оснований разрушенных 110-этажных небоскребов и не будет связан с
воссоздаваемым Силверстайном коммерческим центром -- вести к нему
будут отдельные подъезды с близлежащих улиц. В планы
Силверстайна, которые он уже представил городским властям, входит
возведение на месте руин 5 зданий высотой до 70 этажей. В них
разместятся офисы, магазины и культурный центр."

                            *  *  *
  С сайта money.cnn.com:
  "Иск Larry Silverstein к авиакомпаниям за 9/11 урезали с $16.2 
до $2.8 млрд."
  С интернет-форума:
  "Ларри Сильверштейн -- владелец башен близнецов WTC как раз
накануне грандиозного шухера. Прославился же он не этим, а тем,
что умудрился получить двойную страховку за их разрушение -- два
самолёта попали в две башни -- это же два независимых страховых
случая. Сейчас он решил, что кроме этой страховки, было бы непло-
хо стрясти с авиакомпаний American Airlines и United Airlines, а
заодно с аэропортов, ещё $16.2 млрд -- за ущерб, конечно. В конце
концов, это ж их самолёты. В ответ на такую наглость, федеральный 
судья Alvin Hellerstein урезал иск до $2.8 млрд."

                            *  *  *

  Хроника событий (в скобках -- московское время):

7:55 (15:55) -- Самолет авиакомпании "American Airlines",
следующий рейсом #11, отправился из Бостона в Лос-Анджелес.

8:00 (16:00) -- Самолет авиакомпании "United Airlines",
следующий рейсом # 93, отправился из Ньюарка (аэропорт в
пригороде Нью-Йорка) в Сан-Франциско.

8:10 (16:00) -- Самолет авиакомпании "American Airlines",
следующий рейсом #77, отправился из Вашингтона в Лос-Анджелес.

8:15 (16:15) -- Самолет авиакомпании "United Airlines",
следующий рейсом # 175, отправился из Бостона в Лос-Анджелес.

8:46 (16:46) -- Самолет авиакомпании "American Airlines",
следовавший рейсом #11, врезался в северную башню ВТЦ.

8:55 (16:55) -- О случившемся информировали президента Буша, 
находящегося в г. Сарасота, штат Флорида.

9:03 (17:03) -- Самолет авиакомпании "United Airlines",
следовавший рейсом #175, врезался в южную башню ВТЦ.

9:15 (17:15) -- Президент Буш делает заявление, осуждающее
террористические атаки.

9:25 (17:25) -- Федеральное авиационное управление США 
закрывает все аэропорты в окрестностях Нью-Йорка.

9:35 (17:35) -- Все мосты и тоннели в Манхэттене закрыты.

9:40 (17:40) -- Федеральное авиационное управление США
запретило все полеты.

9:55 (17:55) -- Самолет авиакомпании "American Airlines",
следовавший рейсом #77, врезался в здание Пентагона.

10:05 (18:05) -- Обрушилась южная башня ВТЦ. Эвакуирован Белый 
дом.

10:15 (18:15) -- Обрушилась часть здания Пентагона.

10:24 (18:24) -- Федеральное авиационное управление США сообщило, 
что все трансатлантические рейсы перенаправлены в Канаду.

10:25 (18:25) -- Самолет авиакомпании "United Airlines",
следовавший рейсом #93, рухнул в графстве Сомерсет, в 130 км к
юго-востоку от Питсбурга.

10:27 (18:27) -- Обрушилась северная башня ВТЦ.

10:53 (18:53) -- Запланированные на вторник выборы в Нью-Йорке 
перенесены.

10:55 (18:55) -- В Нью-Йорке закрыты финансовые рынки.

11:02 (19:02) -- Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани призвал
горожан не покидать свои дома или рабочие места и распорядился о
эвакуации районов, расположенных к югу от улицы Canal Street.

11:15 (19:15) -- Здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке полностью 
эвакуировано.

12:00 (20:00) -- Правительство США ввело в действие запасные 
командные пункты управления.

12:04 (20:04) -- В аэропорту Лос-Анджелеса, куда должны были
прилететь три из захваченных самолета американских авиационных
компаний, прошла эвакуация.

12:25 (20:25) -- Международный аэропорт в Сан-Франциско закрыт
после эвакуации пассажиров и персонала.

13:04 (21:04) -- Президент Буш выступает с обращением к нации с 
базы ВВС США Барксдейл в штате Луизиана.

13:45 (21:45) -- Пентагон объявил, что два военных корабля и
два авианосца займут позиции у восточного побережья США недалеко
от Нью-Йорка и Вашингтона.

16:01 (00:01) -- В районе Манхэттена отключены все мобильные
телефоны. Въезд на территорию острова перекрыт. Транспорт не
функционирует. Разрешен только выезд с острова.

16:01 (00:01) -- ВМФ США перебазируют группировку боевых
кораблей в район восточного побережья США. В составе группировки
несколько авианосцев, эсминцев и фрегатов, на борту которых
находится оружие, способное отразить все виды наносимых ударов.

16:31 (00:31) -- Совет НАТО собрался в Брюсселе на экстренное 
заседание.

16:32 (00:32) -- До 14 сентября Россия прекратила перелеты над 
акваториями Тихого и Атлантического океанов.

16:40 (00:40) -- Федеральная резервная система США заявила, что 
проблем с наличностью в США не будет.

16:55 (00:55) -- Телекомпания NBC приводит мнения экспертов о
том, что тщательно спланированные теракты с использованием
самолетов могли осуществить только очень хорошо подготовленные
исполнители, умеющие профессионально управлять самолетом. Точно
направить пассажирский лайнер в здание может лишь хорошо
натренированный пилот. Теракты были тщательно подготовлены, а
маршруты самолетов специально подобраны угонщиками таким образом,
чтобы баки лайнеров были максимально заполнены горючим и
произвели взрывы максимальной мощности при столкновениях со
зданиями в Нью-Йорке и Вашингтоне.

17:22 (01:22) -- Объявлено, что пятый угнанный самолет 
направлялся в Вашингтон и должен был уничтожить резиденцию 
президента США.

17:31 (01:31) -- Улицы Нью-Йорка патрулирует более 40 тысяч
полицейских, отряды национальной гвардии и добровольцы.
Аналогичные меры приняты и в других крупных городах США.

17:39 (01:39) -- Рудольф Джулиани обратился к жителям
Нью-Йорка: "Сохраняйте спокойствие. Идите на Север, там сейчас
работает много машин "скорой помощи" и полиции. Держитесь
подальше от Нижнего Манхэттена, от этого кошмара. Я разговаривал
с губернатором -- он направил в Нью-Йорк отряды национальной
гвардии. Держите улицы свободными". 

17:59 (01:59) -- В Вашингтоне и Сан-Франциско объявлено 
чрезвычайное положение.

18:10 (02:10) -- Развлекательные комплексы Disney Land в
Калифорнии и во Флориде закрыты.

18:16 (02:16) -- Обрушилось 47-этажное здание комплекса
Центра международной торговли (Пожар в здании начался после серии
взрывов газа. Несколько рабочих и спасателей, находившиеся в
момент обвала неподалеку, погребены под обломками.

19:20 (03:20) -- Джордж Буш прибыл в Белый дом.

19:30 (03:30) -- Дорожное сообщение в Филадельфии парализовано. 
Железнодорожное сообщение прервано. На скоростных магистралях на
выезде из города образовались многочасовые пробки. "Зал независи-
мости" и мемориал "Колокол Свободы" закрыты из-за опасений
повторения терактов.

20:31 (04:31) -- Стали известны первые предварительные цифры
жетрв трагедии: 266 пассажиров и членов экипажа захваченных
самолетов, 200 пожарных и 78 полицейских. Жертвы среди мирных
жителей исчисляются тысячами. Мэр Нью-Йорка Джулиани говорит о 10
тысячах погибших.

20:30 (04:30) -- Президент Буш выступает с обращением к нации
из Белого дома. "Мы не будем делать различий между теми, кто
провел эти террористические акты, и теми, кто укрывает этих
террористов. Мы никогда не забудем этот день, и мы будем всегда
охранять свободу". (Кому что, а этому -- свобода.)

20:45 (04:45) -- Нью-Йорк объявлен зоной национального бедствия.

21:23 (05:23) -- Техника на разборе завалов пока не используется.

22:10 (06:10) -- Пожары в разрушенных зданиях продолжаются.

23:23 (07:23) -- Во Флориде ФБР, основываясь на имеющихся
списках пассажиров захваченных авиалайнеров, проводит обыски с
целью выявления исполнителей терактов.

23:41 (07:41) -- Из-под завалов слышатся крики и стоны.
Некоторые пострадавшие дозваниваются до своих родственников и
служб спасения.

                            *  *  *

  "В новом докладе Комиссии 9/11 утверждается, что разведыватель-
ная служба Федерального управления авиации США предупреждала свое
руководство о возможных терактах со стороны "Аль-Каеды" на протя-
жении нескольких месяцев перед терактом 11 сентября 2001 года. В
отчетах службы упоминались и варианты с захватами самолетов и
использованием смертников." (lenta.ru, 10.02.2005)

                            *  *  *

  Между совершением тарана северной башни ВТЦ (8:46) и совер-
шением тарана южной башни (9:03) прошло 17 минут. Южная башня
обрушилась в 10:05 (т. е. через 1 час 2 минуты после её повреж-
дения), северная -- в 10:27 (т. е. через 1 час 41 минуту). 200 
пожарных и 78 полицейских погибли, по-видимому, при обрушении
зданий. Сколько человек погибло из-за того, что не удалось эва-
куироваться? Возможно, около половины всех жертв.
  Южная башня развалилась, скорее всего, потому что от пожара 
потерял прочность материал каркаса здания на этажах, повреждённых 
взрывом, и давление неповреждённых этажей, расположенных выше, 
оказалось слишком большим. Северная башня получила дополнительные
повреждения при обрушении Южной башни. Кроме того, возможно,
повлияло накопление в здании воды, использовавшейся для тушения
огня.
  В каждом из самолётов, совершивших таран, было около 30 тонн 
топлива. Считается, что при ударе и взрыве самолёты повредили 
огнеупорное покрытие стальных несущих колонн (в каждой башне их 
было по 47), из-за чего те стали более уязвимыми для огня.
  Наиболее существенные сведения, относящиеся к событиям 11 
сентября, -- позволяющие разобраться в причинах и подумать о
предотвращении подобных катастроф -- отодвинуты куда-то на пери-
ферию или вовсе недоступны. В самом деле, наверное, важнее
всеобщее глубокое сочувствие, увековечение памяти о жертвах, 
а также готовность США продолжать свою героическую борьбу за
свободу по всему миру: непонятно чью свободу и непонятно зачем.

                            *  *  * 

  Причины катастрофы 11 сентября разделяются на 5 групп:
1) причины "международного терроризма";
2) причины того, что подготовка террористического акта оказалась
   незамеченной спецслужбами;
3) причины успешного захвата самолётов террористами 11 сентября;
4) причины выбора террористами небоскрёбов в качестве целей;
5) причины значительности разрушений и жертв после повреждения
   зданий самолётами.

  Высотное здание представляет собой удобную мишень для терро-
ристической атаки -- по следующим причинам:
1. Оно очень дорого стоит.
2. В нём сконцентрировано большое количество людей и ценностей.
3. В нём затруднительно проводить эвакуацию и тушить пожары.
4. Оно видно издалека и поэтому зрелищно.
5. Оно является символом определённого социального порядка.

  Проводился ли расчёт того, какая часть несущих конструкций
башен ВТЦ может быть повреждена в том или ином сечении без
разрушения здания в целом? Вряд ли. Выдержал бы ВТЦ двойной
таран, если бы представлял собой не две башни, а одну башню
двойной ширины? Возможно. Много ли в США больших зданий, которые
уязвимы в такой же приблизительно степени, как ВТЦ? Много.
Имелись ли прецеденты, показывающие, что большое здание --
привлекательная для террористов цель? Да. К примеру, взрыв 
административного здания в Оклахома-сити в 19-го апреля 1995 г., 
в результате которого погибло 168 человек.

  Возможные способы быстрой эвакуации из высотного здания:
1. Снятие людей вертолётами с крыши. В городе с большим количес-
   твом высотных зданий, наверное, для такой работы должен быть 
   постоянно наготове специальный вертолётный отряд. Наверное, 
   вертолёты должны спускать на крышу лёгкую подвесную кабину для 
   эвакуируемых, а не садиться на крышу.
2. Переход людей по мосткам в соседние здания. 

  В случае пожара или взрыва в высотном здании, следует немед-
ленно освобождать от людей значительную территорию вокруг него
ввиду опасности обрушения.
  Очень действенное средство защиты от катастроф, подобных раз-
рушению ВТЦ, -- не строить небоскрёбов. Количество погибших при 
таране здания Пентагона оказалось сравнительно невелико отчасти 
из-за того, что Пентагон -- не высотное здание.
  Чтобы вода, используемая при тушении пожара, не накапливалась 
в здании и не приводила к его обрушению, возможно, следует пред-
усматривать для неё особые стоки.
  Чтобы ускорить эвакуацию из высотного здания, можно использо-
вать дополнительные лестницы, которые формируются из реконфигу-
рируемых перекрытий между этажами. Реконфигурация должна происхо-
дить исключительно под действием сил тяжести и не очень быстро 
(чтобы успели отойти люди, которые в начале  процесса реконфигу-
рации окажутся поблизости).
  На верхних этажах высотных домов можно устраивать убежища: 
особо прочные герметизируемые помещения, должные отделиться от
основного каркаса здания и уцелеть даже в случае, если здание
рухнет. Люди в этих помещениях привязывают себя к особым
сидениям, амортизирующим удар. В помещениях следует держать
баллоны со сжатым воздухом, запасы воды и пищи, автономные
источники света. Вообще, в любом жилом доме можно делать, к
примеру, ванную комнату особо защищённым помещением. Для само-
стоятельного выхода после обрушения здания должны в этом поме-
щении предусматриваться аварийные люки во все стороны, а также 
небольшие отверстия (в нормальном состоянии закрытые), которые 
достаточны для поступления воздуха.

                            *  *  *

  Кстати, идея таранить небоскрёб пассажирским самолётом описана
в популярном фантастическом романе "Бегущий человек" Стивена 
Кинга (Ричарда Бахмана):
  "Самолет все снижался и уже летел практически над крышами, как 
серебряная бита. Правое крыло прошло в двенадцати футах от супер-
маркета "Глэмор Колон". (...) Мир наполнился грохотом. Киллиан
поднял глаза от стола и уставился в окно, которое занимало всю
противоположную стену. Мерцающая панорама города, от Саутсити до
Кресчент, исчезла. Все окно загораживал приближающийся реактивный
самолет 'Локхид Тристар'. Его бортовые огни мигали, и на один
момент -- безумный, невероятный, ужасный момент -- он увидел
Ричардса, глядящего на него. Лицо его было покрыто кровью. Глаза
горели демоническим огнем. Ричарде ухмылялся, отставив в
неприличном жесте средний палец.
- Боже! -- только и успел сказать Киллиан."
  "Под небольшим наклоном 'Локхид' точно вошел в здание Федерации 
Игр и снес три четверти его этажей. В баках было еще полно горю-
чего, а скорость немногим превышала восемьсот километров в час.
И произошел взрыв огромной силы, осветив ночь Божьим гневом, а 
потом на двадцать кварталов пролился огненный дождь..."
  Идея использования захваченного пассажирского самолёта в качес-
тве средства совершения террористического акта продемонстрирована
также в фильме "Решение о ликвидации".
  Таким образом, террористам нет необходимости напрягать творчес-
кое воображение, чтобы планировать свои разрушительные действия: 
за них это делают создатели американской литературы и американс-
кого кино.

                            *  *  *

  Из СМИ:
  "ЖЕРТВЫ ВЗРЫВА В ОКЛАХОМА-СИТИ ТРЕБУЮТ РАВНЫХ ПРАВ С ЖЕРТВАМИ 
11 СЕНТЯБРЯ. Группа пострадавших в результате взрыва федерального
здания в Оклахома-Сити, а также родственники погибших направили в
Конгресс США петицию с требованием предоставить им такие же
материальные компенсации, что и жертвам терактов 11 сентября в
Нью-Йорке и Вашингтоне, сообщает Reuters. (...) По мнению одной
из руководительниц Координационного центра жертв терроризма Кэтти
Янгблад (Kathy Youngblood), последствия теракта и пострадавшие в
Оклахома-Сити были забыты после событий 11 сентября. 'Мы
собираемся отстаивать свои права, потому что кроме нас это никто
не сделает', -- сказала Янгблад, муж которой погиб в апреле 1995
года. Активисты намерены добиться у правительства выплаты
материальной компенсации, эквивалентной утвержденному Конгрессом
пакету помощи родственникам жертв сентябрьских терактов. Сумма
выплат каждой семье утверждена в размере 1.85 миллиона долларов.
(lenta.ru, 12.03.2002)
  Иными словами, пришли к обыкновенному жлобству. Для общества 
нет никакой разницы между погибшим от убийцы в одиночку и
погибшим в компании из 168 человек. Также нет никакой разницы в
тяжести потери и для родственников погибшего.

                            *  *  *

  "Взрыв административного здания в Оклахома-Сити -- самый ужас-
ный террористический акт в истории Америки. Он потряс страну не
толко беспрецедентным числом жертв, но и тем, что преступниками
оказались не международные террористы, а американцы -- Тимоти
Маквей и Тери Николс. Они заявили следствию, что, устроив взрыв,
они таким образом отомстили правительству Соединенных Штатов за
смерть приверженцев религиозной секты "Ветвь Давидова". Ровно за
два года до взрыва в Оклахоме федеральные спецслужбы пытались
взять штурмом дом, в котором обосновалась секта, по сведению
властей истязающая детей. Операция закончилась пожаром, в котором
погибло около восьмидесяти сектантов. Тимоти Маквей приговорен
судом к смертной казни, которая назначена на 16-е мая этого года.
Помогавший ему Тери Николс отбывает пожизненное заключение без
права на помилование. Перед началом церемонии Джордж и Лора Буш
посетили музей, построенный по решению конгресса рядом с местом,
где стояло взорванное здание. Президент и его супруга надолго
задержадлись у витрины, где выставлены личные вещи погибших --
ключи от машины, часы, портфель, очки, туфелька четырехлетней
девочки. В конторе напротив в момент взрыва проходило совещание,
которое записывали на пленку. Эта запись, запечатлевшая звуки
взрыва и возникшей затем паники, тоже стала достоянием музея.
Экскурсовод, сопровождавшая первую пару Америки, рассказала, что
при взрыве погибла ее дочь. По признанию президента и его
супруги, увиденное сильно растрогало их. В своей речи Джордж Буш
говорил о том, что мемориал должен помочь нации исполнить свою
обязанность противостоять злу, где бы и когда бы оно ни проявило
себя. 'Не позволяйте злу преодолеть вас, но одолевайте зло
добром' -- процитировал президент одно из посланий апостола
Павла. 'Присутствие зла постоянно напоминает нам о необходимости
проявлять бдительность, -- продолжал президент. -- Наш общий долг
-- замечать тревожные признаки и сообщать о них. Зло разрушает,
добро спасает и они одинаково реальны. И тому, и другому можно
научиться, и тому, и другому можно научить. В каждой семье, в
каждой школе мы должны научить наших детей добру, научить их
выбирать добро, научить их силе духа, которая побеждает
насилие'." (Владимир Абаринов, 20.02.2001)
  (Итак: 'Не позволяйте злу преодолеть вас, но одолевайте зло
добром'. И ещё: 'Наш общий долг -- замечать тревожные признаки и
сообщать о них. Зло разрушает, добро спасает и они одинаково
реальны. И тому, и другому можно научиться, и тому, и другому
можно научить. В каждой семье, в каждой школе мы должны научить
наших детей добру и т. д.')
  "Маквей, чье преступление явилось самым ужасным актом внутрен-
него терроризма за всю историю США, стал первым федеральным
заключенным, казненным в США за последние 38 лет. Ему были
предъявлены обвинения в убийстве, участии в заговоре и применении
оружия массового поражения за совершенный 19 апреля 1995 года
взрыв, в результате которого было разрушено федеральное здание
им. Альфреда П. Мюрры, а 700 человек -- не считая погибших --
получили ранения. При совершении своего преступления Маквей
начинил взрывчаткой арендованный им грузовик, припарковал его
перед зданием, поджег запалы и ушел. Маквей заявил авторам книги,
посвященной этому взрыву, о том, что он совершил это преступле-
ние, чтобы отомстить правительству США за осаду дома в Руби-Ридж
(шт. Айдахо), во время которой федеральными агентами были убиты
женщина и ее сын, а также за проведенную федеральными спецслужба-
ми операцию вблизи Уэйко (шт. Техас), в результате которой
погибло 80 членов религиозной секты, включая 22 детей. И вот
теперь, спустя шесть лет, на специальной койке в тюремной камере
для исполнения смертных приговоров 33-летний Маквей получил
смертельную инъекцию химических препаратов, которые вначале
усыпили его, а затем остановили его сердце. В 12:14 по Гринвичу
было сделано официальное заключение о его смерти." При казни
присутствовало 24 человека -- 10 членов семей жертв, 10
журналистов и четыре наблюдателя, выбранные самим Маквеем, в
числе которых не было ни одного члена его семьи." А в это же
самое время более чем в тысяче километров от места казни, в
Оклахома-Сити, 232 других члена семей погибших и уцелевших
жертв взрыва наблюдали за казнью по кабельному телевидению."
(13.06.2001)

                            *  *  *

  14 февраля 2004 г. в 19.15  рухнул купол "аквапарка" "Трансва-
аль" в Ясенево, Москва. "По официальным данным, под завалами
'Трансвааля' погибли 25 человек, еще один скончался в больнице. В
московских клиниках к вечеру четверга оставались 53 пострадавших,
в том числе четверо в крайне тяжелом состоянии."
Развалины.

Модель аквапарка. Красным отмечена
часть крыши, которая обрушилась.
  Из статьи Дмитрия Иванова "Кто так строит?" (lenta.ru):
  "Представители столичных властей, специалисты-строители, жур-
налисты и другие лица выдвигали самые разные версии причины слу-
чившегося -- от теракта до 'акустического удара' по конструкции 
купола звуковой волной из мощных динамиков трансваальской диско-
теки."
  "Были обследованы фундамент и подвал 'Трансвааля', взяты пробы 
бетона и арматуры, проведена взрыво-техническая экспертиза."
  "Прежде всего внимание специалистов привлекли фундаменты, тем
более что сразу после катастрофы СМИ распространили информацию о
том, что аквапарк был построен на неудачных грунтах -- якобы
раньше на этом месте было болото, кладбище, свалка мусора, отвал
земли, вынутой при строительстве метро 'Ясенево'."
  "А вот у Московской прокуратуры на этот счет иное мнение. Во
всяком случае газета 'Коммерсант' со ссылкой на источник в этом
ведомстве сообщила, что подземные деформации фундамента
"Трансвааля" все же имели место: 'Откопав фундамент, мы
обнаружили на нем огромные трещины практически по всему
периметру. Причем хорошо видно, что трещины эти появились не
вчера, а несколько месяцев назад', -- заявил один из членов
следственной бригады."
  "...комиссией Госстроя были исключены и такие версии, как 
скопление снега на крыше здания и пресловутый 'акустический 
удар'."  
 "...что бы ни послужило непосредственной причиной утраты
зданием устойчивости, аквапарк "сложился" слишком быстро, причем
обрушилась конструкции слишком большой площади, словно все
здание, как карточный домик, балансировало на грани критических
нагрузок. Так постепенно стало ясно, что основная причина
катастрофы, скорее всего, кроется в конструктивных особенностях
'Трансвааля'."
  "...выясняется, что разрушение здания аквапарка началось не с
крыши, как считалось вначале, а с одной из колонн, которые
широкой дугой поддерживали внешнюю часть купольного покрытия.
После того как подломилась первая колонна, 'потянув' на себя
крышу, стали валиться остальные. В железобетонном куполе возникла
трещина, которая рассекла крышу, и лишь потом перекрытия
посыпались внутрь. Все это, по словам очевидцев, произошло очень
быстро, буквально за несколько секунд."
  "...газета 'Известия' пространно процитировала неназванного 
следователя из Московской прокуратуры, сообщившего прессе, что 
начало катастрофы через стеклянную стену зафиксировала одна из
камер наблюдения, установленная внутри аквапарка: 'Запись
приличного качества. На улице было темно, а внутри аквапарка
горел яркий свет. Поэтому момент обрушения виден как на ладони.
Итак, сначала в левой части сооружения неожиданно стала
заваливаться колонна, буквально потянув за собой участок крыши.
Причем этот столб был не самым высоким. Ближе к середине крыши
есть более высокие колонны. Затем пошла цепная реакция по
принципу домино. Столбы падали один за другим, так что огромный
бетонный купол рухнул буквально в считанные секунды. Почему упала
первая колонна, точно сейчас никто не ответит. Некоторые
предполагают, что это был теракт, поскольку у злополучного столба
на высоте примерно полутора метров был виден выброс пыли,
направленный наружу. Я десятки раз просматривал пленку и могу
сказать, что на взрыв это не похоже. Просто столб во время
падения деформировался, и от него полетела штукатурка'."
  "...главные лица, ответственные за разработку проекта аквапар-
ка, его строительство и эксплуатацию, всю неделю наперебой утве-
рждали, что "Трансвааль" был спроектирован исключительно грамот-
но, построен на совесть и эксплуатировался по всем правилам. А
если и упал, то в этом виноваты некие случайные причины, застра-
ховаться от которых невозможно. Основным действующим лицом в этом
хоре выступил Нодар Канчели, глава строительно-конструкторского
бюро ЗАО 'К', спроектировавший купол аквапарка. Канчели --
проектировщик с тридцатилетним стажем, на счету которого такие
сооружения, как купол храма Христа-Спасителя или купольное
перекрытие подземного комплекса 'Гостиный двор' на Манежной
площади в Москве. Катастрофа в Ясенево -- тяжелый удар по его
профессиональной репутации."
  Канчели: "Просмотрев видеозапись наружного наблюдения, мы сразу
нашли в развалинах 11-ю колонну и стали ее изучать. На поверхнос-
ти полой металлической опоры, с ее наружной, уличной стороны,
примерно в трех метрах от верха конструкции была вмятина, которая
сразу привлекла наше внимание. Колонна в этом месте не смялась в
гармошку, как это случается, когда полая конструкция просто
перегибается, а имела круглое углубление с правильными 'мягкими'
краями. Мы предположили, что опора получила эту вмятину уже после
падения, при ударе о бетонный бордюр. Но от этого предположения
пришлось отказаться -- восстановив траекторию падения конструк-
ции, мы пришли к выводу о том, что она ударилась о бордюр совсем 
другой частью." "Металлическая конструкция была покрыта четырех-
сантиметровым слоем цементного раствора. Если бы где-то и оста-
лись следы взрывчатки, то именно на штукатурке, а никак не на
металле, который находился под ней. Найти же куски штукатурки в
груде развалин и вовсе невозможно -- колонну-то с трудом отыска-
ли."
  "...именно так сформулировали свое недоумение следователи из 
прокуратуры: 'Что это за проект, когда из-за падения одного 
небольшого несущего столба, колонны, рушится вся крыша?'"
  "По словам Нодара Канчели, это -- самое обычное дело. 'Сейчас 
в любом доме, если выбить одну колонну, то все этажи обвалятся', 
-- заявил он газете "Известия". "То, что проектируется в настоя-
щее время и проектировалось до терактов, всегда предполагало, 
что если колонна, любой стержень в конструкции будет сломан или
взорван, то сооружение должно упасть. Например, козырек над
'Лужниками', если у него опорный контур рухнет, то рухнет весь
козырек, под которым 80 тысяч человек. Этих примеров можно
приводить очень много", -- доказывал он на НТВ."
  "...уже сейчас уместно задаться вопросом, почему столь сложное 
и уникальное, не имеющее аналогов у нас в стране сооружение
разрабатывала не одна команда архитекторов, проектировщиков и
расчетчиков, а две -- фирма Канчели и фирма Киселева? Причем, как
утверждает сам Киселев, участие ЗАО "К" на начальном этапе проек-
тирования не предполагалось, сотрудники Канчели подключились к 
процессу по ходу дела, причем по прямому указанию подрядчика..."
  Киселёв: "Действительно, архитектурную концепцию, послужившую 
основанием для разработки исходной документации, а также
утверждаемую часть делали мы без Нодара Вахтанговича. Тогда мы
предполагали пролетные зоны перекрывать стальными [фермами], а
позже фермами с алюминиевыми покрытиями. В таком виде проект был
утвержден Мосгосэкспертизой. Однако уже в процессе начала
строительства подрядчику пришла одобренная нами идея сделать
железобетонную оболочку. Мы просто до этого не предполагали, что
кто-то сможет такие площади перекрыть. Ведь нужно построить
огромную опалубку, очень дорогую. И, естественно, для этой работы
подрядчик уже пригласил Нодара Вахтанговича как самого лучшего
российского конструктора."
  "Получается, что проект в ходе строительства был изменен, при-
чем уже после того, как прошел экспертизу. По мнению другого
независимого специалиста, руководителя Архитектурно-строительного
центра легких металлических конструкций Юрия Галустяна, давшего
интервью радио 'Свобода', причина конструктивных недоработок
'Трансвааля', вполне возможно, кроется именно в этом: 'Проектная
стадия была по факту разделена на две части. Та часть, которая
касалась несущих конструкций ... не вызывает у меня сомнений ...
(...) А вот та часть, которая касается ограждающих конструкций,
это крыша и стены, у меня такое представление, что ее делала ген-
подрядная фирма ... И в результате именно ограждающие конструк-
ции, система из несущих и ограждающих конструкций не превратилась
в общую систему, а каждая работала самостоятельно.'"
  "...каким бы отличным ни было качество проекта и стройматериалов, 
есть еще стыки и соединения, прочность которых (а значит, и всего 
здания в целом) зависит исключительно от профессионализма строите-
лей."
  "Но в целом теперь уже трудно избавиться от впечатления, что 
аквапарк в Ясенево был обречен с самого начала своей эксплуата-
ции."
  По словам одного из экспертов московской технической комиссии, 
расследовавшей причины обрушения, бетон и арматура, которые
применялись при сооружении аквапарка, соответствовали нормативам.
Однако этот упруго-пластичный железобетон не походил для такой
конструкции: "Со временем крыша стала прогибаться сверх предус-
мотренных проектом величин". Это вызвало непредусмотренную
боковую нагрузку на колонну, и та сломалась.


                            *  *  * 

  Достаточная причина катастрофы с "Трансваалем" состоит в том, 
что сегодня не принято оценивать безопасность зданий с точки
зрения их живучести, то есть способности не обрушиваться после
частичных повреждений. Дело в том, что живучесть большинства
эксплуатируемых в настоящее время зданий настолько ничтожна, 
что сколько-нибудь честный подход к этой проблеме означал бы
радикальный пересмотр строительных норм, неимоверно трудоёмкие
переделки, а главное -- огромный скандал и массовое недовольство.
Мы живём и работаем в карточных домиках из железобетона, которые
разваливаются от несильного взрыва, землетрясения, а иногда и
просто так.
  Можно измерять живучесть здания удельным (на единицу объёма)
количеством взрывчатки в тротиловом эквиваленте, которая требу-
ется для того, чтобы целиком разрушить это здание.
  Как правило, можно значительно увеличить живучесть здания
посредством не очень больших изменений в его конструкции и не 
очень существенного увеличения его стоимости. Правда, зачастую 
будут страдать эстетические предпочтения. Но ведь они меняются.
  Не следует без острой необходимости сооружать большие перекры-
тия, не имеющие промежуточных опор. В настоящее время их строят
главным образом для того, чтобы впечатлить.
  Если здание или сооружение имеет множество опор, средств под-
вески, распорок и т. п., его прочность должна оцениваться, среди 
прочего, по тому, какой процент опор, средств подвески, распорок 
и т. п. должен быть разрушен, чтобы оно рухнуло.
  Если в здании (сооружении) имеется хотя бы одно место, небольшой 
взрыв в котором приводит к значительному разрушению этого здания 
(сооружения), следует считать, что конструкция плохая.
  Всякое остекление должно делаться с учётом того, что произойдёт
в случае, если стекло будет разбито.

                            *  *  * 

  Длинное здание следует делить на соприкасающиеся блоки:

        +=================+       +=====+=====+=====+
        |                 |  -->  |     |     |     |
        +=================+       +=====+=====+=====+
                                        
  Цели такого деления:                  
1) предотвращение повреждения здания при его расширении и сжатии 
   из-за изменения температуры, при неравномерном проседании 
   грунта;
2) минимизация повреждений здания при взрыве.

  Трубопроводы и другие коммуникации между блоками должны быть
приспособлены к возможному взаимному небольшому смещению блоков.

                            *  *  *

  Из новостей (31.12.2004): 
  "По уточненным данным, при пожаре в ночном клубе в Буэнос-Айре-
се погибли 134 человека, более 300 получили ранения, сообщает
аргентинское информационное агентство Telam."
  "Пожар в ночном клубе 'Republica Cromagnon' начался около 23:00
по местному времени в четверг. В клубе в этот момент находились
около 6 тысяч человек, собравшихся на концерт."
  Пожар начался предположительно из-за того, что от брошенного 
бенгальского огня загорелась ткань, которой был обтянут потолок. 
Двери клуба оказались запертыми, и у посетителей отсутствовала 
возможность покинуть помещение. Запереть двери побудило, по-ви-
димому, стремление не допустить внутрь посторонних. Возможно, 
часть пострадавших погибла из-за давки, а не из-за огня, дыма,
обрушения конструкций.
  Причины трагедии:
     большое количество людей, собранных в одном месте;
     беспечность этих людей;
     пожароопасное оформление зала;
     закрытие выходов из здания, обусловленное текущей 
       потребностью в ущерб безопасности.

  Устранение любой из этих причин предотвратило бы гибель людей.

                            *  *  *

   Из СМИ:
  "Пожар в 32-этажном небоскребе 'Виндзор', расположенном в дело-
вом центре Мадрида, прекратился. Здание высотой в 106 метров
сгорело полностью, его фасад и боковые стены обрушились. Стоять
остались только несущие железобетонные конструкции небоскреба. К
позднему вечеру воскресенья пожарные потушили остатки пламени."
(lenta.ru, 14.02.2005)
  ЧТО может так хорошо и долго гореть в железобетонном здании,
вмещающем преимущественно офисы? Отделка помещений.

                            *  *  *

  Во всяком здании должен быть как минимум один запасной выход
-- на случай пожара и т. п. Если в здании имеется более одного 
этажа, должны быть как минимум две лестницы. Также должны быть 
как минимум два входа в подвал изнутри здания, два выхода из
подвала на улицу, два выхода на чердак. В многоподъездном жилом
здании должны быть внутренние переходы между подъездами. Крыша
должна быть приспособлена к нахождению на ней большого количества 
людей, спасающихся от огня.
  Основная сложность с запасными выходами, переходами, лестницами
-- порча их асоциальными личностями.
  Чем выше здание, тем труднее обеспечение его прочности и живу-
чести, сложнее осуществление эвакуации из него, тяжелее послед-
ствия его обрушения. Таким образом, небоскрёб -- это символ 
беспечности.

                            *  *  *

  Если бы здания строились со стенами на 50% более толстыми, 
чем теперь принято, они были бы на 20% дороже, но в 2 раза
прочнее и в 3 раза долговечнее. Но последние два показателя в 
настоящее время мало кого интересуют, поскольку землетрясения
и войны редки, а деньги и голоса на выборах нужны уже сегодня,
а не через 50 лет. Во времена, когда люди не умели рассчитывать 
прочность конструкций, они были вынуждены строить с большим 
запасом толщины, и по этой причине многие древние сооружения
стоят до сих пор. Нынешние же постройки разваливаются нередко
ещё при жизни своих создателей. Пристрастие архитекторов к 
вычурности -- нависающим козырькам, перекрытиям большой площади 
и т. п. -- делает здания ещё более уязвимыми.

7.2. Безопасность помещений.

Опасности в помещении: обрушение потолка; пожар; взрыв; заполнение ядовитым газом или паром; затопление; заклинивание дверей. Источники опасностей в помещениях: устройства, использующие газ, пар, жидкость под высоким давлением; устройства, использующие вещества с особо высокой или особо низкой температурой; емкости с химически активными, ядовитыми, горючими, взрывоопасными веществами; источники излучения; источники механических колебаний (вибраций, звука); устройства, использующие высокое электрическое напряжение или сильный электрический ток; люди (диверсанты, хулиганы, опустившиеся личности и др.). Направления деятельности по уменьшению опасности в помещении: минимизация численности людей, пребывающих в помещении; минимизация вероятности и силы действия вредных факторов; ускорение задействования и повышение эффективности ИСЗ; ускорение задействования и повышение эффективности средств нейтрализации вредных факторов; ускорение эвакуации; обеспечение автоматического вызова помощи; ускорение прибытия помощи. Средства снижения опасности помещения: несколько выходов, расположенных в разных концах помещения (чтобы находящиеся в помещении люди не оказались отрезан- ными от выхода); выход не в узкий коридор: не так: а так: ======= ======= | ====== | = | --> | --> | ====== | = ======= ======= особо защищенные зоны, в которых можно укрываться и через которые можно перемещаться к выходам; окна, приспособленные для использования в качестве запасных выходов; дополнительные опоры для перекрытий. Взрывоопасное оборудование, взрывоопасные вещества должны находиться в помещениях особой конструкции: способных выдержать взрыв и обеспечивающих минимум жертв. Светильники должны содержать по две лампочки. В этом случае выход из строя одной из ламп заметен, но не создаёт больших трудностей и не требует немедленного устранения. Или же све- тильники должны располагаться попарно. Ещё более надёжный вари- ант: всякое место в помещении освещается как минимум двумя све- тильниками, расположенными в разных местах. * * * В фильмах-катастрофах и фильмах-боевиках вентиляционные каналы (ВК) так часто используются в качестве аварийных проходов, что представляется целесообразным рассмотреть возможность приспосаб- ления их к этому. Средства обеспечения аварийного использования ВК: прочность и ширина ВК ан всех участках достаточные для проползания человека с комплекцией немного крупнее средней; удобные входы в ВК; лестницы на вертикальных участках ВК; возможность отключения или обхода вентиляторов; защита вентиляторов решётками. Опасности от ВК: скрытное подслушивание и наблюдение; вторжение; пуск ядовитого или усыпляющего газа; прохождение газа, дыма, жидкости в аварийной ситуации; проникновение тараканов, крыс и т. п. Существует проблема защиты ВК от преступного использования. ВК должны охраняться в не меньшей степени, чем коридоры. Входы в ВК должны защищаться в не меньшей степени, чем окна и двери. Если сделать ВК настолько узкими, что через них не сможет пробраться человек, то в этом случае через них сможет пробраться дистанци- онно управляемое самодвижущееся устройство. Места забора воздуха в вентиляционную систему здания должны быть хорошо защищёнными, труднодоступными, охраняемыми. Кроме того, они должны быть расположены в удалении от пожароопасных объектов. Использование нескольких взаимозаменяемых и удалённых один от другого воздухозаборников предпочтительнее, чем исполь- зование одного.

7.3. Безопасность сооружений.

Под сооружением здесь понимается большой искусственный объект, в котором основным полезным качеством является его форма и внут- ри которого отсутствуют или незначительны изолированные помеще- ния. Причины разрушения сооружений: землетрясения, наводнения, оползни, старение материалов, действие организмов, неправильное использование, диверсии. Сооружение должно регулярно осматриваться с целью выявления нежелательных изменений. Чем раньше они обнаруживаются, тем проще их устранить. В самых ответственных местах устанавливаются датчи- ки для автоматического обнаружения чрезмерной нагрузки, чрезмер- ной деформации, разрушений. Всякое большое сооружение нарушает систему равновесий, устано- вившихся в месте его строительства, и поэтому обычно приводит рано или поздно к нежелательным изменениям в грунте, биоте, под- земных водах. Таким образом если можно не строить сооружение, то лучше не строить, а если всё-таки строить, то минимальное. И ожидать неприятностей.

7.3.1. Безопасность плотин.

При непосредственной угрозе разрушения плотины спускают часть воды. Прорыв плотины случается при внезапном разрушительном воздействии или при завышенной оценке её прочности. Можно строить плотину так, чтобы чрезмерная нагрузка на неё приводила к предусмотренному частичному и надёжно ограниченному разрушению её в верхней части: прорыву своеобразного предохрани- теля. Уровень воды после этого несколько снижается, и оставшаяся часть плотины вполне выдерживает его. Можно предусматривать не один, а два уровня безопасного прорыва. Следует приготовлять пути для воды на случай значительного аварийного спуска её и на случай прорыва; избегать нахождения большого количества людей и ценностей в зоне возможного затоп- ления; предусматривать подачу сигналов в случае непосредственной угрозы затопления; обеспечивать пути для быстрой эвакуации и плавучие средства спасения и самоспасения тех, кто не успел эва- куироваться. Люди, живущие и/или работающие в зоне возможного затопления, должны пользоваться если не автомобилями-амфибиями, то хотя бы автомобилями, приспособленными к удержанию на воде. Если зона возможного затопления имеет большую площадь, некото- рые здания в ней должны строиться достаточно высокими и прочными, чтобы люди могли спасаться на их верхних этажах. Способ строительства в зоне возможного затопления: здания обра- зуют кольцо с глухой и прочной наружной стеной, так что вода не может попасть внутрь кольца.

7.3.2. Безопасность дамб.

Как правило, дамба сооружается из грунта и камней и, возможно, укрепляется бетоном или гравием. Прорыв дамбы обычно происходит через верх -- из-за того, что уровень воды превышает уровень дамбы. Водный поток размывает дамбу в месте прорыва, и её уровень в этом месте оказывается всё ниже. Чтобы предотвратить размывание дамбы, следует предусматривать и соответственно оборудовать места перелива воды через верх дамбы. Русло для воды, переливающейся через верх, должно выдерживать мощный поток. Можно предусматривать менее высокую вспомогательную дамбу -- на большом удалении от основной. Если расстояние между этими дамбами значительное, на территории между ними можно сооружать несколько островков для тех, кто не успеет эвакуироваться. Хорошим способом укрепления земляной дамбы является посадка на ней кустов и деревьев.

7.3.3. Безопасность мостов.

Мосты сооружаются для пересечения рек, заливов, проливов, низких мест, ущелий, транспортных путей. Аварийные ситуации в связи с мостом -- это обрушение моста и падение ТС с моста. Наиболее вероятные причины обрушения моста: перегрузка, вибрации, резонанс, подмытие опор, столк- новение судна с мостом. Специфический фактор, угрожающий лёгким мостам через реки -- ледоход. В период ледохода лучше воздержаться от поездок, маршрут которых включает движение по таким мостам. * * * 15 декабря 1967 г. обрушился Серебряный мост (Silver Bridge), связывающий Point Pleasant в Западной Вирджинии и Gallipolis в Огайо. Движение автомобилей было интенсивным. 31 машина упала в реку Огайо или на берег. Погибло 46 человек, 9 получили ранения. Из американского источника: "В 1928 г. конструкция Серебряного моста была названа уникаль- ной и революционной, но почти сорок лет позже его можно было назвать трагическим. Мост был открыт 30 мая 1928 г. и официально именовался Ohio River Bridge. Пролёт длиной 1,750 футов был в некотором смысле воротами на юго-восток.(...) Его прозвали "серебряным" за новый тип алюминиевой краски, использованной для покрытия его элегантной конструкции." "Незадолго до 5:00 после полудня 15 декабря 1967 г. стоп- сигнал на стороне Огайо работал со сбоями. Он разрешал движение из Огайо в Западную Вирджинию, но не в обратном направлении. Машины стояли бампер к бамперу на мосту, качающемся в холоде зимнего вечера, но эти движения не воспринимались как что-то странное. Более 60 человек прятались в своих машинах от 28-гра- дусного мороза. Трудно вообразить худшую ситуацию: предпразднич- ный траффик совпал с суточным максимумом из-за возвращения людей с работы домой, вдобавок фургоны, везущие товары с юга, и самосвалы с гравием." "Те, кто потом выжили, вспоминают, что разговор переключался на мост, потому что тот начал издавать жуткий звук, как от скри- пящей двери, очень громкий, и колебания стали более сильными. Люди знали, что мост всегда колебался, но не так, как в этот раз. Одно из стальных звеньев в цепи, поддерживавшей мост, лопнуло. (...) Очевидцы рассказывают, что мост стал качаться из стороны в сторону, потом вся конструкция стала медленно разрушать сама себя. Закрепление на стороне Огайо ослабилось, и мост, всё ещё частично поддерживаемый, перевернулся дорожным покрытием вниз, сбросив машины и пассажиров с высоты 100 футов в ледяную воду. Когда машины начали исчезать в 40-футовой толще воды, стальная конструкция развалилась. Сначала обрушилась часть моста со с тороны Огайо, и 90-футовая башня свалилась в воду в направлении от берега, увлекая за собой тонны стали и бетона на оказавшиеся в воде машины. Всего за 45 секунд конструкция, составлявшая главную достопримечательность города Point Pleasant и долины реки Огайо, полностью исчезла под водой." "В последующие часы, дни, недели предпринимались интенсивные усилия по устранению последствий. В здании суда округа Mason был развёрнут командный центр, а на реке водолазы начали искать и отмечать буями автомобили, чтобы потом можно было поднять их краном. После того, как все машины были вытащены на поверхность, кран издал жуткий гудок, который был слышен по всей долине. В арсенале Национальной гвардии в Point Pleasant и в храме Объеди- нённой методистской церкви в Gallipolis были организованы морги. Последнее из 44 тел подняли только через 6 месяцев после трагедии; два тела так и не были обнаружены." "Сегодня 46 кирпичей, каждый с выгравированным на нём именем одной из жертв, образуют площадку над рекой в месте, где когда-то был мост. Одно время говорили, что разрушение моста было вызвано повреждениями, которые получили его опоры от нескольких сорвав- шихся барж. Четырёхлетнее расследование показало, что причиной катастрофы была усталость металла. 8 февраля 1968 г. президент Линдон Джонсон обещал новый мост, который ускоренно сооружался в несколких милях к югу от Point Pleasant. Silver Memorial Bridge был открыт 15 декабря 1969 г -- точно через два года после трагедии."
Серебряный мост через Огайо.

Остатки Серебряного моста через Огайо.
  Серебряный мост обрушился, потому что относился к конструкциям
того типа, в которых или держится всё, или не держится ничего. 
Можно даже утверждать, что он разрушил сам себя. После того, как
обвалился один из больших пролётов, оказалось, что у примыкавшей
к нему металлической башни, к которой крепились поддерживавшие
его элементы конструкции, натяжение элементов с одной стороны
исчезло, но поскольку оно сохранилось с другой стороны, то башня
упала и разрушила следующий пролёт; обрушение того, в свою
очередь, привело к исчезновению натяжения с одной стороны другой
башни, и она тоже упала и разрушиля ещё один пролёт.
   Конструкции такого типа должны быть запрещены вообще. А уже
построенные должны быть укреплены дополнительными опорами и т. п.

                            *  *  *

  Из другого американского источника:
  "На автостраде Interstate 95, которая обеспечивает связь между
штатами Флорида и Мэн и является главной на атлантическом побе-
режье, приблизительно в 30 милях к востоку от Нью-Йорка, в районе
Гринвича, штат Коннектикут, 28 июня 1983 г. секция моста через 
реку Мианус (Mianus River Bridge) разрушилась вследствие внезап-
ного разрыва болта и детали подвески. Разрушение привело к гибели 
людей, а также затормозило на несколько месяцев торговлю на Севе-
ро-Востоке Соединённых Штатов. После этого происшествия было 
предпринято широкое исследование усталости стальных соединений, 
в результате чего были достигнуты значительные результаты в пони-
мании их поведения."
  "5 апреля 1987 г. случилось очередное бедствие: обрушился мост,
обеспечивавший New York State Thruway (Interstate 90) через реку
Schoharie. Подъём уровня воды, вызванный местным наводнением,
грунт вокруг опоры моста был просто смыт. Это привело к потере
несущей способности фундамента в центре опоры  в дальнейшем
вызвало катастрофу. Погибло несколько человек."
  "На общественных дорогах Соединенных Штатов имеется 586 930 
мостов с длиной свыше 6.1 м (20 футов). По этим мостам в среднем 
проезжает 3.8 млрд транспортных средств в день, а общая площадь 
мостов составляет свыше 315 млн кв. м."
  "В целом в сети дорог имеется 167 566 дефектных мостовых конст-
рукций, что составляет 28.6 процентов всех мостов."
  "50 процентов всего ежедневного транспортного движения в Сое-
диненных Штатах осуществляется по мостам, которые старше 40 лет."
  Если учесть, что многие из этих мостов относятся к тому же 
типу, что и Серебряный мост через Огайо (в которых или держится
всё, или не держится ничего), то станет ясно, что США стоят перед
серией катастроф с тяжёлыми экономическими последствиями, которая
может начаться, как только вследствие каких-то трудностей ослаб-
нет ежедневная интенсивная работа по инспектированию, ремонту и
обновлению этого огромного мостового хозяйства.

                            *  *  *

  В случае обрушения моста через водную преграду больше веро-
ятность спасения у тех, кто обеспечен средствами удержания на 
воде.
  Могут использоваться автоматически срабатывающие средства бло-
кирования въезда на мост в случае его перегрузки, чрезмерной 
вибрации, поломки и т. п. Нельзя блокировать съезд с моста.
  Если мост имеет несколько опор, надо проектировать его так,
чтобы эти опоры служили островками безопасности и чтобы можно 
было размещаться на них большему числу людей.
  Башни моста, которые поддерживают его пролёты натяжёнными
элементами, должны быть достаточно устойчивыми, чтобы выдержать
обрушение пролёта с одной их стороны.
  Пролёты моста могут делаться плавучими: полыми и разделёнными 
внутри на множество герметичных полостей. В случае разрушения
такого моста люди, упавшие в воду, будут иметь возможность взо-
браться на его плавающие остатки.

                            *  *  *

  Пользование мостами менее опасно для ТС, способных перенести 
падение, удержаться на воде, обеспечить быстрое покидание их 
людьми в надводном и подводном положении.
  В случае падения ТС в воду следовало бы сначала пробовать "всё 
закрыть", а если ТС начал погружаться (потому что закрылось не 
всё и/или потому что оказался повреждённым корпус), то пробовать 
"всё открыть".
  Вода может попасть в упавшее в воду ТС через открытые окна.
Чтобы защититься от этого, следует держать окна закрытыми и ис-
пользовать систему принудительной вентиляции с автоматически 
перекрываемым входным отверстием в случае падения.
  Чтобы можно было покидать ТС через окна, открывающиеся части 
этих окон должны быть достаточно широкими для прохождения через 
них людей крупной комплекции.
  Наверное, для легковых автомобилей правильнее стратегия "сначала
всё закрыть", а для общественного колёсного транспорта с большими 
салонами (автобусов и пр.) -- стратегия "сразу всё открыть".
  Падение ТС в воду -- не очень редкое явление (причём падают не
только с мостов). В 19.. г. в Тбилиси в реку с моста упал
троллейбус. Случайно оказавшийся рядом специалист по подводному
плаванию сумел вытащить из-под воды 28 человек.
  21 декабря 2004 г, сайт lenta.ru: "На севере Перу 49 человек, 
в том числе четыре ребенка, погибли и 15 человек пострадали при
аварии пассажирского автобуса. Автобус упал в реку с моста,
находящегося на высоте 50 метров. Предположительно, причиной
аварии стали плохая погода и нарушение водителем скоростного
режима."
  Ограждение моста должно выдерживать не очень сильный удар ТС
о него. Поверхность ограждения должна либо поглощать удар (сми-
наться), либо отражать его.


7.3.4. Безопасность тоннелей.

Опасности для тоннелей: обрушение тоннеля вследствие землетрясения или взрыва; прорыв воды; взрыв, возгорание, разлитие груза; распространение ядовитого или горючего газа; авария транспортных средств. Взрывоопасные, пожароопасные, радиоактивные, ядовитые грузы должны провозиться через тоннели только небольшими частями: по крайней мере, отдельными машинами, а не колоннами машин; отдель- ными вагонами, а не составами. Конструктивные средства обеспечения безопасности тоннелей: 1. Устройство тоннелей по возможности парами. Между параллельно расположенными тоннелями -- частые перекрываемые переходы, позволяющие эвакуироваться из повреждённого тоннеля через неповреждённый. Вместо второго тоннеля может использоваться узкий коридор, параллельный тоннелю. 2. Средства перекрытия тоннелей: выдвигаемые перемычки и пр. В местах расположения перемычек обеспечивается возможность преодоления этих перемычек людьми через обходные коридоры, имеющие шлюзы. 3. Аварийные выходы из тоннелей на поверхность. 4. Средства автоматической подачи сигналов об аварийных ситуациях в тоннелях. Конструктивные средства обеспечения безопасности метро: 1. Запасные выходы из тоннелей, располагающиеся на участках между станциями. Они могут быть совмещены с вентиляционными шахтами. 2. Выдвижные перемычки для быстрого перегораживания тоннелей. * * * "В ФУНИКУЛЕРЕ СГОРЕЛИ БОЛЕЕ 160 ГОРНОЛЫЖНИКОВ. В АВСТРИИ объяв- лен двухдневный национальный траур, и главы государств и прави- тельств Европы шлют в Вену свои соболезнования. Соболезнование уже прислал президент РФ Владимир Путин. В заснеженных Альпах случилась самая крупная катастрофа за всю историю горнолыжного спорта. Примерно в 100 км от Зальцбурга в местечке Капрун во время подъема на вершину ледника в горном подземном туннеле неожиданно загорелась кабина фуникулера. Как и почему это произошло -- пока неясно. Изучаются все возможные версии -- от короткого замыкания до диверсии. Тем более что как в кабине подъемника, так и в самом туннеле не было ни пластика, ни иного легковоспламеняющегося материала. Поскольку все настолько выгорело, что расплавленными оказались даже чугун и рельсы, то специалисты считают возможным определить причины катастрофы лишь через несколько дней, если не недель." "По последним данным, в этой адской ловушке сгорели заживо более 160 человек. В основном это молодежь из Австрии, Германии, Великобритании, США, съехавшаяся сюда для открытия зимнего сезона. Спаслись из страшного пекла всего 15 человек. Один из них рассказал: 'Откуда вырвалось пламя -- понять невозможно... Но сразу же образовалась тяга, получился эффект дымоходной трубы. Туннель, куда вошла кабина с людьми, и есть огромная труба, идущая вверх под углом в 45°. Огонь моментально был раздут сквозным ветром. Многие пытались открыть двери, но они были наглухо закрыты. Я находился возле полуоткрытого окна и кое-как смог выбраться через него... Вслед неслись душераздирающие крики задыхающихся и горящих людей.'" (Владимир Катин, "Независимая газета", 14.11.2000) Предотвращение гибели людей, страдающих из-за своих спортивных увлечений, не является целью этой книги, но сходная катастрофа может случиться, к примеру, и с пассажирами метро. Средства защиты: 1. Удобные аварийные выходы. 2. Надёжные средства аварийного открывания основных дверей. 3. Запас портативных кислородных масок в вагонах. Маски помеща- ются в шкафах, автоматически открывающихся в случае пожара. 4. Предусмотренность пешего передвижения пассажиров, выбравшихся в тоннеле из поезда в аварийной ситуации. 5. Доступная компактно упаковывающаяся кислородная маска для постоянного ношения в аварийном наборе теми, кто проявляет повышенную заботу о своей защите в условиях плотной технической среды.

7.3.5. Безопасность шахт.

Опасности в шахте: обвал; затопление; прорыв газа (метана); взрыв газа; взрыв угольной пыли; пожар. * * * Из СМИ: "В Донецкой области произошла крупнейшая за последний год авария на шахте "Краснолиманская". На данный момент достоверно известно о 25 погибших горняках. Тела 18 горняков прибывшие по тревоге спасатели обнаружили в конвейерном штреке, а семеро шахтеров погибли непосредственно в южной лаве. 12 удалось спасти. Никаких известий нет еще об 11. спасатели уже не рассчитывают найти их живыми, потому что в шахте бушует пожар и поиски затруднены сильной задымленностью." (20.07.2004) "Спасатели Новокузнецкого военизированного горноспасательного отряда (ВГСО) обнаружили тело последнего, 47-го шахтера, погибше- го в кузбасской шахте "Тайжина" в результате взрыва метана 10 апреля. Как сообщили Интерфаксу в областном ВГСО, тело горняка Дениса Репушкина было найдено в воскресенье вечером в ходе разборки завалов шахты." (19.04.2004) "В момент взрыва, произошедшего на глубине 500 метров, в ава- рийном штреке шахты 'Булавинская' находились 9 горняков. Шестерых почти сразу удалось благополучно вывести на поверхность, а судьба еще троих, отрезанных взрывом от выхода, оставалась неизвестной. Тогда шансы на их спасение расценивались как довольно высокие. Почти трое суток горноспасатели расчищали сотни тонн обрушившейся горной породы, пытаясь найти пропавших без вести шахтеров. И каждые сутки были отмечены страшной находкой очередного тела. Никого спасти не удалось. После очередной катастрофы на шахте 'Булавинская' количество погибших на шахтах Украины только в этом году достигло 198 человек." (05.09.2002) "В Донецкой области объявлен траур в связи с катастрофой на шахте 'Краснолиманская' Решением Донецкой областной администрации сегодня на территории области объявлен траур в связи с катастро- фой на шахте "Краснолиманская", унесшей человеческие жизни. Сегодня состоятся похороны шахтеров, погибших в забое 20 января. Напомним: из-за взрыва метана погибли 9 человек и 15 получили серьєзные травмы. По мнению опытных шахтеров, в вентиляционный штрек газ взрывоопасной концентрации мог проникнуть из песчаных почв." (23.01.2001) "Приведем ниже статистику из мартиролога донецких шахтеров погибших за последние десятилетия: 2000 год: шахта им.Баракова (Луганская область) -- 80 погибших; 1999 год: шахта им.Засядько (г.Донецк) -- 50 погибших; 1999 год: шахта им.Кирова (объединение "Луганскуголь") -- 6 погибших; 1998 год: шахта им.XIX партсъезда (Луганская область) -- 24 погибших; 1998 год: шахта им.Скочинского (г.Донецк) -- 63 погибших; 1994 год: шахта "Славяносербская" (Луганская область) -- 27 погибших; 1992 год: шахта "Южнодонбасская N1" (Донецкая область) -- 32 погибших; 1991 год: шахта "Суходольская-Восточная" (Луганская область) -- 61 погибший; 1979 год: шахта "Горная" (Луганская область) -- 64 погибших; 1979 год: шахта "Молодогвардейская" (Луганская область) -- 67 погибших." * * * В разных местах шахты создаются убежища: укреплённые изолиру- емые помещения с запасом воздуха, медикаментов, воды, пищи, средств индивидуальной защиты, а также с проводной телефонной связью (при обвале телефонный провод может уцелеть). В случае обвала, прорыва воды отрезанные от выхода шахтёры перебираются в убежища и в них ожидают помощи. Тоннели в шахте располагаются так, чтобы было больше возмож- ностей переходить из одного тоннеля в другой в разных местах. Если нет перехода между тоннелями, то хотя бы расстояние между нми должно быть достаточно небольшое, чтобы за сутки сделать проход. Если в шахте имеется развитая система тоннелей, некоторые из них делаются особо укрепленными. В подходящих местах тоннелей устраиваются перемычки, способные выдержать несильный взрыв, напор воды, предотвратить распростра- нение газа. Некоторые из них всегда закрыты, но могут использо- ваться для пропуска людей в случае аварии. Некоторые всегда открыты, но их можно в случае аварии закрыть. По окончании эксплуатации части подземных выработок защитное оборудование демонтируется и переносится на новые места.

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz