Общая теория безопасности.

8. Безопасность транспортных средств.

Можно различать ТС (транспортные средства) для передвижения в благоприятной среде и ТС для передвижения во вредной среде. Первые устраиваются так, чтобы в случае аварии можно было как можно скорее их покинуть, вторые -- так, чтобы в случае аварии можно было оставаться в них как можно дольше. ТС, предназначенные для благоприятной среды, могут при некоторых обстоятельствах (в случае аварии и т. п.) оказаться в неблагоприятной среде. К примеру, автобус может попасть в снежную бурю. Значит, и в тех, и в других ТС должны предусматриваться как возможность быстрой эвакуации, так и возможность длительного использования после аварии. ТС должны проектироваться таким образом, чтобы... 1) в случае их разрушения (от взрыва, столкновения) оставалось некоторое количество плавучих обломков -- годных для удержания людей на поверхности воды; 2) было больше возможностей для проведения различных ремонтных работ изнутри ТС. Последствия аварии ТС тем тяжелее, чем более скоростным явля- ется ТС и чем больше на нём запас топлива. Внутреннее пространство ТС, предназначенное для людей (экипажа, пассажиров) должно быть защищено от смятия. Способы: ударопрочная рама; внутренние ребра жесткости: ============= ============= | | | | | | | | --> | | | | | | | | ============= ============= дополнительные перемычки: ============= ============= | | | | | | | --> | | | | | | | | ============= ============= Для защиты от ударов внутренние поверхности по возможности не должны иметь острых выступов, углов; как можно большая часть внутренних поверхностей должна иметь мягкое покрытие (негорючее: к примеру, упругие стальные сетки). Ремни безопасности должны обеспечивать удобную и надежную фик- сацию людей на местах постоянного нахождения. В местах передви- жения должны быть поручни. Вещи лучше хранить по возможности в надёжно фиксированном положении, исключающем их перемещение в случае столкновения, переворачивания, резкого манёвра. Размещение пассажирских кресел должно быть по возможности спиной к направлению движения. Желательно иметь запасной выход на каждой стороне ТС. ТС должно проектироваться так, чтобы в случае падения его в воду в нём оставалось хотя бы немного воздуха при любом положении под водой. ТС должно иметь с разных сторон приспособления для закрепления тросов на случай, если это ТС придётся поднимать из-под воды, из ущелья. Оборудование ТС должно быть по возможности съемное, пригодное для аварийного использования вне ТС. Двери на подводной лодке, самолёте, космическом корабле должны открываться в такую сторону, чтобы в случае более вероятного варианта разгерметизации поток воды/воздуха стремился закрыть их, а не открыть. Постоянно носимое снаряжение членов экипажа и пассажиров должно включать: средства жизнеобеспечения; средства самоспасения; аптечку; некоторые аварийные инструменты (нож, отвертку, топорик, пилку) и материалы (веревку, нитки, провод, липкую ленту). Кабина управления ТС должна более прочная, чем, к примеру, пассажирская часть ТС. Вызвано это не только тем, что кабина управления располагается, как правило, в носовой части ТС -- в месте возможного лобового столкновения (которое обычно более вероятно, чем любое другое), но также тем, что сохранение жизни людей, управляющих ТС, существенно для выживания его пассажиров. Чтобы человек, находящийся в кабине управления ТС, не разбивал головы в случае внезапного резкого торможения и столкновения, должна использоваться как минимум одна из следующих мер защиты (а лучше все три): 1) защитный шлем на голове; 2) фиксация ремнём в кресле; 3) отсутствие на пульте управления выступающих частей, острых углов, бьющихся стекляных элементов; ещё лучше -- мягкий пульт. Устройство для намотки троса (на автомобиле, вертолёте и т. п.) должно быть отбрасываемое -- на случай, если потребуется быстро отсоединиться от предмета, к которому прикреплён трос. Меры на случай падения ТС в воду: отбрасываемый двигатель; герметизируемый салон. * * * Альтернативы повышению живучести ТС: 1) предвидение и избежание воздействия вредных факторов; 2) обеспечение эвакуируемости экипажа и пассажиров, обеспечение их выживания вне ТС; 3) обеспечение возможности быстрого вызова и быстрого прибытия помощи. * * * Не исключено, что в катастрофах, случившихся с "космическими челноками" "Челленджер" (1986 г.) и "Дискавери" (2003 г.), само- лётом "Конкорд" (2000 г.) и т. п., людям удалось бы спастись, если бы вовремя обнаруживались наружные повреждения конструкций. Наверное, можно устанавливать на выступах корпуса ТС небольшие телевизонные камеры для наблюдения за состоянием корпуса. * * * СИДЕНИЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНО СМЯГЧАЮЩЕЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ УДАР. Предназнача- ется в первую очередь для вертолётов, но также может использо- ваться в самолётах и автомобилях. Амортизация может осуществлять- ся через смятие заменяемых элементов конструкции. Способность амортизировать удар посредством смятия может активироваться после того, как от удара разорвётся предохранитель. Вообще, по-видимому, нужна некоторая подвижность кресел в целях амортизации: блок кресел смещается вперёд-назад, влево-вправо, вверх-вниз на 5-15 см. Края и тыльная сторона кресела должны быть мягкими, чтобы пассажиры не получали ушибов о них. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ. Поскольку ТС после катастрофы может ока- заться лежащим на боку, то аварийные выходы должны быть, среди прочего, в верхней части и в днище, а также по возможности спереди и сзади. СНАРЯЖЕНИЕ. Огнестойкая одежда, жёсткие жилеты и лёгкие каски для экипажа и пассажиров. В опасной ситуации может также надеваться защитная маска на лицо. Для уменьшения неудобств часть защитного снаряжения может на- деваться только на время взлёта и посадки, а также в аварийных ситуациях. На железнодорожных и морских вокзалах, в аэропортах и т. п. должна осуществляться продажа аварийных средств: спасательных жилетов, аптечек, пластиковых касок, кожаной одежды, противо- газов, спальных мешков и т. п.

8.1. Шлюпки.

Шлюпка -- вспомогательное малое ТС, предназначенное исключи- тельно или главным образом для спасения экипажа и пассажиров в случае аварии основного ТС. В качестве шлюпки может использоваться катер -- вспомогательное ТС, предназначенное для мелких перевозок (между основным ТС и портом и т. п.), а также разведывательных, диверсионных и спаса- тельных операций. В качестве шлюпок могут применяться отсоединяемые отсеки, обыч- но используемые по другому назначению. Такой подход обеспечивает экономию места и веса на ТС, но порождает проблему несвоевремен- ного отсоединения. На морском судне отсоединяемыми шлюпочными отсеками могут быть некоторые палубные надстройки. Катапультирующееся кресло на самолёте может оборудоваться как вспомогательное ТС, к примеру, снабжаться раскладывающимся дель- тавидным крылом и маломощным двигателем. Альтернативы шлюпкам: 1. ТС, разделяющееся на два или более самостоятельных ТС. 2. Групповое использование ТС (в случае поломки одного ТС люди с него переходят на другие ТС). 3. Спасательный плот: не способное к самостоятельному передвиже- нию жизнеобеспечивающее средство, позволяющее дождаться помо- щи.

8.2. Перевозка опасных грузов.

Взрывоопасные, пожароопасные, радиоактивные, ядовитые, химичес- ки активные, сверххолодные грузы должны перевозиться по возможно- сти в небольших количествах: один вагон на поезд, один грузовик на колонну и т. д. Транспортные средства с такими грузами не дол- жны нигде накапливаться, кроме как на специально оборудованных площадках. Расстояние между ТС должно быть по возможности таким, чтобы взрыв, возгорание, утечка груза на одном из ТС не приводили к таким же происшествиям на других ТС. Рядом с ТС, имеющими особо опасный груз, не должны находиться ТС, имеющие особо ценный и особо уязвимый груз. К примеру, пере- возящие людей. Опасности: поломка ТС; столкновение ТС с другим ТС или с неподвижным препятствием; сход ТС с трассы; нападение с целью хищения груза; нападение с целью немедленного использования груза в преступных целях; разрушение или перекрытие трассы (наводнением, лавиной, оползнем, землетрясением, аварией и пр.); Возможные происшествия с грузом: слабая утечка из контейнера; разрушение контейнера; возгорание, взрыв груза. Возможные действия в случае происшествия с грузом: восстановление герметичности контейнера; нейтрализация вещества, вышедшего из контейнера; сбрасывание контейнера. Водитель ТС должен иметь средства индивидуальной защиты на случай происшествия с грузом. Организационные меры: 1. Планирование действий на случай нежелательной ситуации в любой точке маршрута. 2. Минимизация количества субъектов, которые во время перевозки будут находиться на трассе или вблизи неё. 3. Предупреждение субъектов, которые во время перевозки будут находиться на трассе или вблизи неё. 4. Обеспечение наблюдения за транспортным средством во всех точках маршрута. Технические меры: повышенная прочность контейнера; индикаторы состояния контейнера, груза; повышенная защищённость кабины водителя.

8.3. Стандартное транспортное снаряжение.

Стандартное транспортное снаряжение (СТС) предназначено для: удобного пребывания в ТС; аварийных мероприятий по сохранению ТС; аварийного оставления ТС; выживания после аварийного оставления ТС. В СТС входят: аптечка; костюм с повышенными защитными свойствами, включающий каску, перчатки, защитный жилет, маску, очки и пр.; часы, компас, фонарь, радиопередатчик -- ударопрочные, пригодные для подводного применения; инструменты, материалы; средства подачи аварийных сигналов; средства связи; средства жизнеобеспечения. Стандартное пассажирское снаряжение должно продаваться на вокзалах. В случае смятия корпуса ТС в нём должно оставаться свободное пространство, достаточное для пребывания и перемещения в нем людей. Это обеспечивается путём дополнительного упрочнения конструкций, образующих проходы. На ТС должна быть предусмотрена возможность размещения большого количества дополнительных пассажиров (возможно, с меньшими удоб- ствами) -- на случай использования для экстренной эвакуации или принятия людей с поврежденного ТС. ТС должно иметь избыток шлюпок -- поскольку ... может быть избыток пассажиров; часть шлюпок может оказаться ... поврежденной; недоступной; неполностью загруженной -- из-за плохой организации посадки в шлюпки. Способы борьбы с пожаром на подводной лодке, космическом корабле: затопление отсека (на подводной лодке); разбрызгивание воды в отсеке; вакуумизация отсека (на космическом корабле); герметизация отсека; заполнение отсека инертным газом. В каждом отсеке должна быть воздушная или кислородная магист- раль, которой люди могли бы подключаться через шланги своих дыхательных масок. Должна быть возможность выяснять положение за дверью: окошко, измеритель давления, измеритель температуры, тестовый люк и пр. Для аварийного передвижения в обход поврежденных отсеков полезно иметь специальные узкие каналы, снабженные люками или шлюзами для выхода в отсеки.

8.4. Обеспечение действий в аварийных ситуациях.

В транспортном средстве желательно иметь по крайней мере один полный набор документации по используемым техническим системам, по диагностике и устранению неисправностей. Дублирующие друг друга устройства должны располагаться по воз- можности рассредоточенно, чтобы была меньше вероятность того, что повреждающий фактор выведет их из строя все сразу. Должно по возможности предусматриваться перемещение устройств или их дистанционное использование (посредством проводов, шлан- гов). Среди пассажиров оказываются разные специалисты: врачи, компью- терщики и пр. Профессии пассажиров лучше выяснять ещё при оформ- лении билетов -- чтобы в случае чрезвычайной ситуации быстро определить, на какую помощь можно рассчитывать. Должны быть отработаны приемы и подготовлены средства нейтрали- зации неуправляемых пассажиров в чрезвычайной ситуации. Можно использовать электрошокер, наручники, химические транквилизаторы.

8.5. Безопасность в автомобиле.

Условия, в которых эксплуатируется и к которым приспособлен европейский автомобиль: умеренный климат; хорошие дороги; развитая сеть заправочных станций, ремонтных мастерских, мотелей, придорожных закусочных; низкая преступность; широкое производство, дешевизна и общедоступность автомо- билей. Вследствие этого он имеет слабую защищённость, слабую способ- ность защищать и оказывается в чрезвычайных ситуациях малополез- ным. Рекомендуемые средства жизнеобеспечения в автомобиле: печка в салоне автомобиля, использующая топливо из бака автомобиля, но также пригодная для использования другого топлива, включая дрова; сидения, реконфигурируемые в диван, удобный для сна; биотуалет под креслом, штора вокруг кресла; место для установки умывальника; место для крепления раскладной кухни. Рекомендуемые средства жизнеобеспечения в автобусе: возможность использования каждым пассажиром собственного ремня безопасности, легко пристёгиваемого к креслу; сидения, реконфигурируемые в двухэтажные диваны, которые пригодны для сна; ёмкости для размещения подручного багажа; откидные столики при креслах, приспособленные для приёма пищи при движении автобуса. Должно предусматриваться использование двигателя автомобиля для привода внешних механизмов, в частности для подключения генератора электрического тока. В простейшем случае для получения тока может использоваться собственный генератор автомобиля. * * * "Неподалеку от Далласа пока по неизвестной причине сгорел до основания автобус с людьми, спасавшимися от урагана 'Рита'. По предварительным данным, погибли 20 человек." (news.by, 23.09.2005) Автобус сгорел, потому что в нём было чему гореть. Чтобы люди не гибли в горящих автобусах, следует в оборудовании автобусных салонов использовать меньше горючих материалов. Кроме того, должны быть удобные аварийные выходы. В настоящее же время ограничиваются тем, что возле некоторых окон пишут: "При аварии разбить стекло молотком." Молоток обычно отсутствует. Иногда бывает глупейшее добавление: "Молоток у водителя". Людям, которые не хотят сгореть в беспечно устроенном автобусе или другом транс- портном средстве, надо бы иметь с собой постоянно минимальных размеров топорик (у него возможности больше, чем у молотка), но поскольку в нынешнем обществе абсурд повсеместен, носить топорик не позволят, причём как раз из соображений общественной безопас- ности, потому что он якобы представляет собой холодное оружие, хотя убивать им не намного удобннее, чем, к примеру, карандашом или пивной кружкой. Или просто ребром ладони по горлу, а потом ногами по голове. Было бы желание убить. Люди делятся на тех, кто согласен всю жизнь носить с собой некоторую тяжесть, чтобы не сгореть однажды в автобусе или иным образом не пострадать, и тех, кто не согласен: предпочитает сго- реть в автобусе, но перед этим некоторое время пожить "налегке". * * * "Автобус, в котором туристическая компания 'Алые паруса' везла на отдых в Гурзуф 39 человек, из-за разрыва заднего левого колеса потерял управление, съехал в кювет и перевернулся. В результате ДТП 5 человек погибло." (naviny.by, 20.09.2005) Двухосный четырёхколёсный автомобиль в случае поломки колеса при движении на большой скорости очень рискует попасть в аварию. Чтобы устранить этот риск, надо использовать не двухосные, а четырёхосные автомобили, в которых все восемь колёс поворачива- ются (эта схема используется в боевых машинах пехоты). Способ предотвращения аварии при спуске шины колеса -- обеспе- чение возможности езды на ободе, при спущенной шине. Диаметр обода должен быть лишь настолько меньше наружного диаметра покрышки колеса, чтобы при тряске обод не бился о дорогу. Ремень безопасности лучше делать легкосъёмным, чтобы человек мог носить его с собой и в общественном транспорте пристёгиваться к имеющимся на кресле ТС ушкам. * * * Безопасное устройство дорог: пологость откосов, снижающая вероятность переворачивания автомобилей, съехавших с дороги; устройство поворотов дороги, снижающее вероятность перевора- чивания и столкновения с препятствием автомобилей, не "вписавшихся" в поворот. * * * Где взять национальную статистику по автомобильным авариям? Как получить в руки весь этот развёрнутый анализ: по возрастам, национальностям, хроническим болезням, полу, степени алкогольного опьянения и другим характеристикам виновных и пострадавших; по типам полученных травм; по маркам и возрасту машин; по условиям видимости, состоянию дорожного полотна, допустимой скорости на отрезке дороги и всяким прочим параметрам происшествий? С рассчитанными коэффициентами корреляции между различными факторами? Чтобы склонять потенциальные жертвы к осторожности. Чтобы открывать людям глаза на "изнанку" их любимого образа жизни. Чтобы возбуждать техническую, политическую и ещё какую- нибудь мысль. Нигде. Если такая статистика и высчитывается кем-то с большой степенью детальности, то уж никак не для изучения её рядовыми гражданами. Потому что граждане будут печалиться. И дурно думать о государ- стве. И "неправильно" голосовать на выборах. А то ещё станут меньше покупать автомобили, и это отрицательно скажется на всех экономических показателях. А ведь если действительно заботиться о гражданах, то подобную статистику надо не просто публиковать, но даже и пропагандиро- вать, хотя и не назойливо.

8.6. Безопасность на поезде.

Вагон должен быть ... прочный (выдерживающий удар, опрокидывание и т. п.); пожарозащищённый; плавучий; снабжённый средствами автономного жизнеобеспечения. Средства автономного жизнеобеспечения вагона в чрезвычайных обстоятельствах: универсальные печки, которые могут работать на различных видах топлива, использоваться как для обогрева, так и для приготовления пищи и вдобавок легкосъёмные; маломощный двигатель для самостоятельного медленного передвижения; генератор электрического тока, работающий от колёс и от местного двигателя; фильтры для воды; медикаменты; съёмное и разборное внутреннее оборудование: для переустройства вагона; для монтирования конструкций вне вагона; система быстрой герметизации (приводимая в действие машинис- том, проводниками, автоматически) в случае кратковременного попадания в зону сильного задымления. Средства защиты от аварий: места для багажа, исключающие повреждение им пассажиров при резкой остановке или переворачивании вагона. Средства на случай аварий: аварийные выходы на крыше, на днище, в бортах. Вблизи железной дороги не должно быть прочных препятствий, спо- собных причинить большие повреждения вагонам при сходе последних с рельсов. Опоры мостов над железнодорожными путями должны быть обтекаемые. Это уменьшает вероятность лобового удара о них, а в случае, если он всё-таки произойдёт, обеспечивает большее смятие и соответственно делает удар менее резким. Также можно снабжать опоры мостов средствами гашения удара: легкосминаемыми конструк- циями или пологими скосами.

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz